конспект лекций, вопросы к экзамену

Загадки, виды загадок. Создание и бытование загадок. М.А. Рыбникова о загадке. Определение жанра, содержание и особенности поэтики (художественный парадокс и метафора в загадке).

Загадки относятся к малым (афористическим ) жанрам фольклора. У загадок много общего с пословицами и поговорками в содержании и в художественной форме. Однако они имеют и специфические черты, представляют собой самостоятельный жанр фольклора.

Определение жанра. Термин загадка - древнего происхождения. Их происхождение связано с мифологическими представлениями. Мир тогда казался человеку таинственным, природа – живой, и всё это нашло отражение в загадках. Для первобытного человека природа одушевлена, разумна и враждебна. Поэтому ее нужно задобрить, обмануть. А для этого необходима тайная, условная речь, которая не будет понятна природе. Без этого знания представитель племени не мог стать равноправным членом общины.

Загадки принято было загадывать зимой, после Рождества, в мясоед и особенно – на Масленицу, нередко также до Рождества, на осенних посиделках и вечеринках, за общей работой или же на праздничных сборищах. Строго запрещалось загадывать загадки в период Великого поста, во время появления приплода у скота, потому что это якобы грозило ему болезнями. Отмечена тесная связь загадок с обрядами, магическими действиями, направленными на обеспечение урожая и достижение успеха в скотоводстве. Отгадывая загадки о явлениях природы, животных и растениях, человек стремился воздействовать на силы природы, покорить их. Не случайно в мифах и преданиях враждебные человеку существа, олицетворяющие природные силы, отпускают пленных и даже погибают, если человек отгадывает предложенные им загадки.

В древнерусском языке слово «гадать» означало думать, размышлять. Отсюда и произошло слово загадка. В загадке дается предметное описание какого-нибудь явления, для узнавания которого требуется немалое размышление.

Произведения устного народного творчества – это богатство и украшение речи. Они создавались народом и передавались из уст в уста. С древних времен люди хранили и передавали народную мудрость. Чтобы ребенок различал предметы по признакам или действиям, ему загадывали загадки. Загадки испытывают сообразительность человека.

Устное народное творчество существовало уже тогда, когда не была изобретена письменность. Сказки, загадки, пословицы и другие произведения фольклора передавались из уст в уста. Запоминали их со слуха. Когда появились книги, произведения народного творчества продолжали жить в народе.

Когда человек что-то запоминает со слуха, то, рассказывая другому, он может немного забыть первоначальный вариант, изменить его и добавить что-то свое. Поэтому в разных частях нашей страны одни и те же произведения устного народного творчества могут звучать по-разному.

Загадки глубоко проникли не только в фольклор, но и в мировую литературу, стали неотъемлемой частью культуры народов мира. Конечно, разгадывание загадок является прежде всего развлечением. Но в то же время загадка – вызов человеческой мысли и весомый мотив для нахождения ответа на нее.

Обычно в загадке сталкиваются два предмета – описываемый и загадываемый, и в результате создается странная, фантастическая картина. Но в любом случае основным является такой способ загадывания загадки: указывается на свойства предмета загадывания, его функцию, способ изготовления, внешний вид – с замещением этого предмета другим. Загадка-это не просто метафорически заданный вопрос, а очень хитро составленный вопрос.

Виды загадок:
Загадки-иносказания
Загадки-описания
Загадки-вопросы
Загадки-шутки
Загадки с числами

Примеры некоторых загадок:
* Существуют прямые загадки, в которых с помощью иносказаний, прямых и косвенных черт описывается загаданный предмет или явление. Например:
1. «Что такое: не лает, не кусает, а в дом не пускает?» (Замок).
2. «Еду в нем на верхней полке
К морю, к солнышку, на юг.
А колеса без умолку:
Тук-тук-тук! Тук-тук-тук!» (Поезд)

* Загадки-обманки отличаются тем, что в них подразумевается одно решение, а на самом деле за игрой слов или другим обманным приемом кроется совсем другое. Например: «Кто грызет на ветке шишку? Ну, конечно, это …» (белка).

* Математические загадки решаются с помощью подсчетов, но часто подразумевают использование и образного, и логического мышления. Например: «В пустой комнате в каждом углу сидело по одной кошке. Напротив каждой кошки было по одной кошке. Сколько всего кошек было в комнате?» (4 кошки).

Художественные особенности:
Каждая загадка, по сути, является хитроумным вопросом, однако эта ее вопросительность может иметь внешнюю форму выражения и не иметь ее.
Загадки, как и все жанры фольклора, создаются на основе живого языка. Их отличают по особой красочности, точности и выразительности. В них широко употребляется такие общефольклорные эпитеты как «сырая земля», «чистое поле», «темный лес» и т.д.

* Поэтический стиль загадок имеет и свою ярко выраженную жанровую специфику. Для загадок характерна высокая степень метафоричности, пронизывающая собой решительно все ее стилистические средства. Иногда вся загадка может строиться на метафорических эпитетах. Широкое употребление метафор в загадках объясняется и эстетическими соображениями. Особенно наглядно это обнаруживается в случаях, когда в загадках предметы неживого мира сравниваются с живыми существами, тогда мы имеем дело с приемом олицетворения. Олицетворение, оживляя и одухотворяя неживой мир, еще больше приближает его к человеку, придает загадке особую поэтичность.

* Сопоставляя предметы, загадываемые с предметами, выполняющими функции метафоры, загадка всегда укрупняет план изображения, усиливает тот или иной признак какого-то реального предмета, делает его более выпуклым и значительным.

* По своей ритмической организации загадки напоминают пословицы. Они создаются в форме ритмизованной прозы. Как и в пословицах, в загадке очень широко употребляется парная рифма. В результате многие загадки имеют форму стиха.

М.А. Рыбникова о загадке:

Предмет загадки:
Загадки в их тематике образуют круг примитивного мироведения. Природа, человеческое тело, мир животных и растений, трудовые процессы земледельца, орудия его труда, примитивная техника — вот основной объем охваченных загадкой явлений. И все это лишь в той мере, как оно обращено к трудовой практике крестьянина. Животные лишь те, с которыми он непосредственно соприкасается: волк, лиса, медведь, заяц; насекомые в том же домашнем круге: муха, таракан, жук, блоха, борьба человека с насекомыми, его уход за пчелою.

Чаще предмет определяется трудовым опытом человека, прикосновением, движением, работой, и потому преобладают загадки повествовательные е созерцание и не наблюдение издали дает загадка, а тот производственный опыт, в котором предметы сталкиваются с человеком и взаимодействуют. Комплексность — одно из основных положений этого мироведения.

Итак, загадка, давая конкретный предмет, опознает его в его происхождении, в его назначении и в диалектике его жизни. Загадка играет соединением предметов, их взаимодействием, соотношением. Свежая, сохранившаяся загадка звучит повествованием, диалогом, встает метонимией или метафорой. Во всем этом мы ощущаем ту стадию постижения явлений, когда человек еще далек от абстракции, когда для него не существует родовых понятий; но в мире конкретностей он живо ищет причин и следствий, исследует законы сцепления вещей и пути их жизни. Поэтические формы загадки раскрываются именно в этой их идеологической природе.

Социальная природа загадки:
Загадки эти сложены теми, кто сеет, копает, печет, пашет, косит. Круг жизни натурального хозяйства, крестьянство, соединяющее земледелие со всеми примитивными ремеслами,— вот о чем свидетельствуют загадки, вот какова общественная природа основного массива их. О горшке загадывает тот, кто делает горшок («Был я на копанце, был я на хлопание»). Социальная, производственная основа загадки ощущается не только в том, какой предмет и как передан, но и также в том, с помощью какого образа, какой метафорой предмет выражен.

Сравнивая загадку и пословицу, пословица часто и явно дает сатиру на богатого, на корыстного, на суд и расправу. Эти же классовые установки гораздо труднее определить в загадках. Загадка говорит не о людях, не об отношениях людей (как пословица), а о вещах.

Функция загадки:
Загадкой утверждается бытие предмета, и все загадки в их комплексе дают как бы цикл мироведения. Старик или старуха, загадчики и руководители подобного вечера, вводят молодежь в те круги хозяйственной и производственной жизни, через которые про ходят они все вместе в долгие месяцы напряженного сельскохозяйственного труда. В дни отдыха эта же производственная практика осознается, утверждается, поэтизируется.
Ярко выступает мироведческая роль загадки в педагогике. Да, сейчас загадка перешла в книгу, вселилась прочно в хрестоматию, в букварь, в рабочую школьную книгу. И это отнюдь не смерть и не гибель, а новая фаза жизни загадки. Учитель помогает ребенку совершенно сознательно осмыслить и увидеть ряд предметов по большей части также в комплексах («человек», «орудия труда» «животные»), как это делается и на вотяцких вечерах загадок. Детские книги для чтения, ребячьи журналы дают на своих страницах загадку как обязательный свой жанр.
Загадка на всех ступенях ее жизни служит целям укрепления силы общественного человека; или это фиксация его связей с природой и с хозяйством (магия слов в вотяцких вечерах), или это испытание борющихся родов, семей в свадебном обряде, состязание классов — в сказке: богач и бедняк, царь и повар. Даже в игре загадка продолжает укреплять позиции мироведения и тем самым служит опять-таки целям идеологического вооружения человека.

Загадочная поэзия:
Загадка и загадочность отвечают исконным потребностям человеческой психики, особенно детского и юношеского возраста. Наблюдалось, что маленькие дети, услышав загадку («В брюхе — баня, в носу решето»), начинают потом играть комбинациями нелепостей, сперва даже ничего не загадывая.
Загадка как нельзя больше подходит к жанру считалки, и та, и другая играют несообразностями. Потребность в подобном психологическом раздражителе велика, это нечто вроде вольных движений сознания, которые выводят мысль из рамок обычных, вяло текущих ассоциаций. В загадке этот же самый процесс оформлен приемом оксюморона, поэтическим парадоксом.

* Дерзость сочетаний, смелость комбинаций — вот что влечет нас чаще всего к загадке, что и смешит, в конечном итоге, при разгадке. Вторая основа загадки — ее метафоричность. Ковшик — утка, глаза — вожжи, морковь — девица, а ее зелень — девичья коса. Отмечаем при этом, что в загадке преобладает метафора-существительное. Предметность загадки определяет эту сторону ее поэтики. Глагол дается минимально. Загадка — мир существительных. Именная метафора в загадке стоит рядом с метонимией. Определяя происхождение предмета, загадка называет тот материал, из которого предмет сделан. Производственный опыт заставляет горшок называть глиной, скатерть — льном, шерстяной чулок — овцой.

Через быка и барана свинья лен тащит.

* Метафоричность, метонимичность, поэтические парадоксы — вся эта специфика поэзии обнаружена нами в загадке в полной мере. Загадка — поэзия по преимуществу, особенно рядом с пословицей.

25.12.2019; 18:00
просмотров: 4998