Характеристика прозы 30-х годов. Проблематика. Жанры. Тенденции развития.
Меняется отношение к писателям, их творческой свободе. Развитие получает не только проза, но и поэзия. Важное: в 1930 г значительные перемены, которые связаны не с частной жизнью=> укрепление новой власти (Сталин), который произвел кадровую революцию. Успехи социалистического строительства, а в Америки голод. Люди видели жизненную перспективу.
Ведущий жанр – роман. Утверждается соцреализм. Горький провозгласил бытие как деяние (впереди только те люди, которые участвуют в развитии). В это время начало коллективизации, а потом индустриализации (строительство заводов, плотин) -> перед литературой задача формировать советского человека. Человек теперь творец -> нужно формировать его. Требуются писательские командировки.
Создание летописи: "Гидроцентраль" Шагинян, "Оренбург", "День второй", " Соты". Исторический жанр: толстой " Петр I", Шишков " Емельян Пугачев". О людях: Малышкин "Люди из захолустья", Сейфуллина "Правонарушители", Макаренко "Педагогическая поэма" -> романы воспитания. "Как закалялась сталь" Островский. Очерки и рассказы: это жанры, предполагающие внимание к деталям, нюансам. Нужно было показать массу героя=> возвращение к этому герою. Они индивидуальность, но в нем есть типизация. Писатель создатель - инженер человеческих душ.
Обилие малых жанров позволяет охватить многие стороны жизни. В них ставятся нравственно-философские проблемы, сильно социально-публицистическое. Развитие жанра фельетона - это не просто газетный жанр, он дает возможность социологических обобщений. Главенствует в малых произведениях идеологическая модель, которая вполне укладывается в косметодологию. Все связано с рождением нового мира ("Новый мир"- журнал, который читал весь мир). Булгаков, Платонов (писатели-философы)- создает рассказы-притчи, событийный момент ослаблен. Внимание на духовной сути "Фро", "Река Потудань" Платонов). В 1930 году Бажов "Малахитовая шкатулка"- повествование о жизни и труде.
Развивается сатира и юмор: Зощенко. Появляется новый герой- "человек потерявший человеческий облик"/ праведник. Это герой, который не принимает мещанство. Он хочет жить в норме высокой морали. Этот бунт заканчивается крахом.
1930 г. – ведущий жанр: роман-эпопея, социально-философский. Развитие нового типа сюжета. Эпоха открывается строительством, авторское внимание сосредоточено на службе людей. Никто из героев не занимает центрального положения. Сюжет соответствует этапам строительства. Гладков Энергия", "Цемент" – картина централизованного труда, описание труда, панорама происходящего.
Эренбург "День второй" лирико- публицистический репортаж- через чувства, переживания рассказчика. Герои противопоставят Володе Сафонову, который созерцает.=> прием контрастности. Он показывает разнообразие жизни, воздействие на читателя, чтобы поразить его.
Во всех романах труд утверждается как творчество.
=> меняется характер конфликтов
=> меняются виды
" Соты" - соц-фил.
"День 2" - соц-публ.
"Энергия" соц-псих.
Здесь поэтизация труда в сочетании с патриархизмом.
Фадеев "последний из УДГ" + Паустовский, Пришвин
Фадеев " Последний из удг"
Об удивительном народе. Действие 1919 г. весна. Дальний Восток- Владивосток. Здесь партизанское движение, они переносятся в таежные деревни. С помощью отступлений возникает историческая панорама (возвращение читателя в Первую мировую войну, февральскую революцию 1917 г). Повествование имеет эпический характер. Художественно значимо изображение слоев. Герой попадает в богатый дом (интеллигенция): врач-демократ + путь интеллигентов к большевикам. Главное открытие: образ Елены. Сначала она девочка-подросток. Судьбы героев решаются в романтическом ключе.
Судьба УДГ составная часть судьбы дальнего востока-> всей страны.
Значимыми произведениями жизни, окраин являются повести Паустовского " Кара Бугас" (о природных ископаемых) - романтика борьбы с пустыней. Человек хочет перерасти себя. Социальный оптимизм отличает произведения Пришвина. " Кощеева цепь" автобиографично. Многие образы многоплановы: фольклорные, сказочные, мифологические. Человек должен разорвать кощееву цепь (человека сковали): отчужденности. Каждый день нужно превратить в праздник. Романтическое неприятие мира противостоит несогласию.
Пришвин "Женьшень"- природа как часть общего бытия. Видим сказочную условность. Лирический герой не выдерживает ужаса войны, уходит в маньчжурские леса. Герой все видит в конкретном и символическом. Женьшень - корень жизни.
Булгаков " Мастер и Маргарита" пишет до последних дней жизни. Здесь и его личное, и отражение эпохи. Драма мастера в конфликте со своим временем.
|
28.01.2017; 18:00 просмотров: 1487 |