конспект лекций, вопросы к экзамену

литературный критицизм

  1. Литературная критика 1870-1880: общая характеристика. Пушкинские торжества в Москве как рубеж развития отечественной словесности.
  2. «Русскобогатинская» литературная критика Горнфельда. Особенности его аналитического метода. Литературная критика выступления Иванова-Разумника.
  3. Эстетические платформы ж-в «Жизнь» и «Мир Божий» в литературной критике дискуссиях 1890-х гг.
  4. Массовая журнальная и газетная критика. Литературно-критическое творчество А.А.Измайлова, К.И.Чуковского, Н.Я.Абрамовича.
  5. Писательская литературная критика (анализ литературно-критических работ писателя XX в.)
  6. «Эстетическая» критика П.Д. Боборыкина и С.М. Волконского.
  7. Главные постулаты «философской» ЛК Волынского. Полемическое переосмысление истории РЛК в книге «Русские критики»
  8. «Современник» в литературной борьбе 50-х - нач. 60-х гг. XIX в. Эстетика и ЛК Чернышевского. Проблематика статей Добролюбова.
  9. Литературная критика 1840-х годов. Спор о «Мертвых душах», вокруг «натуральной школы».
  10. Критика как разновидность литературной деятельности, её связь с развитием лит-ры, эстетики, философии, журналистики и специфика собственных задач. Национальное своеобразие русской критики XIX в., многообразие её жанров и форм бытования.
  11. Профессиональная, читательская и писательская ЛК. Проблемы периодизации РЛК.
  12. Литературная критика первых послеоктябрьских лет. Пролеткультовская литературная критика.
  13. Процесс работы над художественным произведением:задачи и характер работы на этапе вторичного синтеза. См.23в.
  14. Характеристика прозы 30-х годов. Проблематика. Жанры. Тенденции развития.
  15. Русская литература 30-50х годов XX в. Тенденции развития. Проблемы. Жанры. Государство и русская литература.
  16. Рассказы Платонова 1930х годов. Проблема героя («Третий сын», «В прекрасном и яростном мире», «Фро», «Река Потудань»)
  17. Герой и история в романе Пастернака «Доктор Живаго». Современное литературоведение о романе.
  18. Место романа «Пётр Первый» А. Толстого в ряду исторических романов 1930-х годов. Мастерство А. Толстого в изображении эпохи и исторической личности.
  19. Роман Л. Леонова «Русский лес». Проблематика. Принципы изображения героев. Способы выражения авторской позиции.
  20. Русская зарубежная литература 1930-1950-х гг. как часть русской национальной культуры XX века. Периодизация литературного процесса в России и в русском зарубежье.
  21. Поэзия русского зарубежья: основные книги, поэтические сборники, темы, своеобразие поэтики (один автор - по выбору студентов).
  22. Понятие морфемы. Морф, алломорф, субморф (Бодуэн де Куртене, "Русская грамматика", Земская, Шанский и др.). Морфема и слово. Многозначность, синонимия, антонимия и омонимия в морфемике.
  23. Виды осложнений в словообразовательной паре (Улуханов, Тихонов, Земская, Немченко и др.).
  24. Словообразование в языковой системе. Связь словообраз. с лексикой, морфологией и др. науками о языке. Работа Виноградова "Словообраз. в его отношении к грамматике и лексикологии". Место раздела "Словообразование" в шк. учебниках
  25. Основные виды тропов: сравнение, метафора, олицетворение, гипербола, литота, аллегория, символ (их специфика и худ. функции в произв-нии)
  26. Тропы: метонимия, синекдоха, антономазия, оксюморон, их худ. функции в произведении
  27. Понятие фигуры. Основные виды фигур: повторение, анафора, эпифора, стык, симплока, полиптотон, синтаксический параллелизм, их художественные функции в произведении
  28. Фигуры: градация, инверсия, асиндетон, полисиндетон, риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение; эллипс, анаколуф, их художественные функции в произведении
  29. Несобственно прямая речь, диалоги, монологи, лирические отступления автора в худ. произведении
  30. Лиро-эпический род, его жанры и жанровые разновидности
  31. Общее понятие литературной школы, литературного течения, литературного направления, художественного метода
  32. Сентиментализм как литературное понятие
  33. Модернизм в литературе
  34. Особенности реализма Ф.М. Достоевского.
  35. О становлении стилистики как особой научной дисциплины.
  36. Стилистическая окрашенность языковых средств. Двуплановый характер стилевой окраски.