Место романа «Пётр Первый» А. Толстого в ряду исторических романов 1930-х годов. Мастерство А. Толстого в изображении эпохи и исторической личности.
«Пётр Первый» - это роман из 3-х книг:
1) описаны события русской истории конца XVII в. (1930 г.);
2) описаны начало гос.деятельности Петра, основание Петербурга, первые события Северной войны (1934 г.);
3) «Третья книга – самая главная часть романа о Петре. В ней будет показана законодательная деятельность Петра I…, картины не только русской жизни, но и Запада того времени».
Толстому важно было показать не только Петра как большого исторического деятеля, но и эпоху, которая способствовала формированию этого деятеля.
Задачи А.Н. Толстого:
- Главное – становление личности в эпохе;
- Личность является F эпохи, она вырастает на плодотворной почве, но, в свою очередь, крупная большая личность начинает двигать события эпохи;
- Весь ход повествования, вся система худ.образов должны были подчеркнуть прогрессивное значение преобразовательных мероприятий, их историческую закономерность и необходимость;
- Разрешение проблемы народа, его исторической роли во всех преобразованиях страны, изображение сложных взаимоотношений Петра и народа, обострение классовых противоречий, приведших затем к восстанию Булавина, о котором не успел написать Толстой.
А.Н. Толстой начал свой роман в 1929 году, опираясь на 200-летнюю традицию худ.осмысления Петра I, его времени. (Кантемир «Петрида», Ломоносов «Пётр Великий», Пушкин «Арап Петра Великого», «Медный всадник»).
Основные конфликты:
- Классовые противоречия – самодержавие // народ;
- Борьба нового, прогрессивного со старым (отживающим).
Причины интереса к петровской теме – глубинные, её разработка позволяла ответить на важнейшие для России, обострявшиеся в переломные времена вопросы (Россия и Восток; Россия и Запад; путь России в мире; гос.деятель в России; традиции народной жизни и сущность, природа власти; народ и власть; цена преобразований и прогресса.
Суть жанра в том, что предметом худ.исследования избираются истор.личности, истор.эпоха. В романе такая личность становится образом и для большей убедительности образа автор использует разные худ.средства, приёмы: в частности, окружает её реальными и вымышленными персонажами, отталкиваясь от реальных событий, фактов, документов, свидетельств, писем, фантазирует на тему – как этот персонаж истории мог повести себя в той или иной ситуации, о чём думал он.
ТАМАРЧЕНКО
Исторический роман – сочетание историзма (личность в её истор.контексте) с готическим антропологизмом (закреплённые ценности) + авантюрный + дополнительные ценности.
Гл.герой – тип частного человека, помимо воли вовлечённого в исторический процесс => эффект достоверности.
Источник: В.Скотт.
АЦЕНСКИЙ, АЛДАНОВ
Пётр I – прообраз Сталина.
Пётр дан как жестокий (подавление бунтов), антихрист горячий, царь-самодур => отсыл к советским вождям.
«Я видел все пятна на его камзоле, - но Пётр всё же торчал загадкой в историческом тумане». (Толстой)
Толстой хотел закончить роман смертью Петра, потом Полтавской битвой (но не успел).
Победа русских под руководством Петра (под Полтавой) => закончить Полтавской битвой, чтобы оставить Петра в момент расцвета его славы.
Почему до Полтавы:
1 редакция «На дыбе» - продолжала линию Петра I.
2 редакция => ближе к «Петру I
«Пётр I» - взгляд назад; «Хождение по мукам» - взгляд в настоящее.
Личность и эпоха: генеральные личности – продукты эпохи; ЭПОХА лепит Петра.
Личность – F эпохи (Толстой).
А.Д. СИНЯВСКИЙ: Пётр I – «положительный герой».
Образ Петра даётся через др.персонажей, предметы быта, динамику повествования; характеризуется портретно через отдельно повторяющиеся конкретные детали (глаза, ноги) + запахи + жесты.
КРЕМЕНЦОВ: «Пётр I» в развитии жанра исторического романа – усиление внимания к нецарственным особам.
Отдавая должное гос.мудрости и энергии Петра, Толстой не идеализировал его.
Роман Толстого в высокой степени достоверен. Он не только о Петре, он – о времени, о народе.
Показан творческий гений русского народа, его выдающаяся роль в преобразованиях начала XVIII века. Пётр – лишь одно из проявлений этого гения. Талантливо вылеплены Толстым фигуры простых людей.
+
Показаны образы «птенцов гнезда Петрова» - Нарышкин, Лефорт. Александр Меньшиков – бывший торговец пирожками благодаря уму, энергии, удачливости становится одним из первых лиц в государстве. Его внешность, манера вести себя в минуты взлётов и падений выписаны особенно колоритно.
Не только речь героев, но и авторское повествование тонко стилизованы под язык того времени: славянизмы и варваризмы; простонародное «вчерась» + франц. «куртаже».
«Пётр Первый» остаётся одной из вершин русской литературы XX в., завоевавший мировое признание. Заслуга писателя в том, что он показал движение исторического процесса, борьбу старого и нового, процесс распада прошлого и рождения будущего. Трилогия о Петре приобрела международный авторитет как выдающееся худ.произведение, как один из шедевров словесного искусства.
Ромен Роллан (франц.): «Вы умеете одним взмахом кисти выразить тончайшие оттенки среды».
|
29.01.2017; 06:00 просмотров: 1412 |