Роман Л. Леонова «Русский лес». Проблематика. Принципы изображения героев. Способы выражения авторской позиции.
В течение 1950-1953 гг. Леонов создаёт свой самый знаменитый роман – «Русский лес», за который в 1957 году он был удостоен Ленинской премии.
Леонов одним из первых в послевоенной литературе заговорил о необходимости беречь природу. В страстной, темпераментной защите русского леса героем романа профессором-лесоводом Вихровым, в проникнутых лиризмом описаниях родной русской природы ясно чувствуется голос самого писателя.
Тема русского леса, приобретая символическое, философское звучание, явилась одним из важнейших звеньев леоновской концепции отечественной истории.
Метафорично название: вся Россия – это и есть русский лес.
Для Вихрова природа – мерило нравственности человека. Положительные герои романа остро ощущают потребность осознавать своё единство с землёй, которая их создала.
С подлинным историзмом и философской глубиной Леонов раскрывает тему борьбы за лес (использования и сбережения лесных богатств) как тему борьбы за жизнь, за завтрашний день человечества.
В основе романа лежит изображение событий 1941-1942 гг., военного быта Москвы, боевых действий на подступах к столице. В испытаниях первых месяцев войны закаляется растерявшаяся вначале Поля Вихрова. Нравственная чистота, душевная сила, чувство собственного достоинства, верность Родине, национальное самосознание – таковы черты русской девушки Поли.
Своего рода открытием автора стал образ антипода Вихрова – Грацианского, который существует за счёт более талантливого коллеги. Их спор начинается задолго до войны, она лишь ярче проявляет характеры, обнаруживая фальшь (Грацианского).
На страницах произведения раскрывается целая эпоха, в течение которой происходят перемены не только в людях, но и в обществе.
С этим тематическим пластом романа связано и изображение жизни учёных, рассказ о столкновениях различных научных концепций. Подробно изображается жизненный путь Вихрова. Автор рассказывает о детстве героя, его первых научных поисках, достижениях зрелого периода. Это человек большой души, упорный на пути к цели. Вихров близок к народу.
Русские народные характеры – Калины, Марка Ветрова и др. Возникает живой собирательный образ русского народа, умного хозяина своей страны, её богатств.
Грацианский, ставший, как и Вихров, профессором лесоводства, сопутствует ему почти на всём протяжении жизненного пути. Он – представитель той части буржуазной интеллигенции предреволюционных лет, для которой характерны индивидуализм, оторванность от народа. Такие люди стремились выглядеть прогрессивно настроенными и даже якобы сочувствующими революции. Способность казаться более значительными, чем они являются на самом деле, делает грацианских особенно опасными, т.к. маскирует их истинную сущность.
Образы Грацианского и Самгина объединяют творческое бесплодие, фальшь, самомнение.
Ещё в юности Грацианский научился вносить в среду людей недоверие, заставляя их усомниться друг в друге. После революции он развёртывает свою «разоблачительную» деятельность в лесоводстве. В дни войны выявляются антипатриотизм Грацианского, его трусость, лицемерие, интригантство. Накануне полного политического разоблачения Грацианский исчезает.
Проблема «отцов и детей» играет значительную роль в романе: перипетии судьбы Поли и Серёжи свидетельствуют о замечательных духовных, волевых качествах молодых людей.
Композиция романа.
Главы о настоящем чередуются с главами о прошлом то в виде реминисценций, то в виде экскурсов в прошлое героев. Такие отступления от хронологии помогают писателю многогранно развивать ведущие сюжетные линии и темы. Рассказ о нескольких людях превращается в повествование о целой исторической эпохе.
Язык «Русского леса» - образный, чётко передающий авторскую мысль, интонацию, юмор, лиризм, взволнованность, жизнеутверждающий пафос + реалистическая символика (излюбленное худ.средство Леонова).
|
29.01.2017; 06:00 просмотров: 5190 |