конспект лекций, вопросы к экзамену

Поэзия русского зарубежья: основные книги, поэтические сборники, темы, своеобразие поэтики (один автор - по выбору студентов).

         В мертвящем дыхании холодной войны и не прекращавшихся с корейской войны попытках Кремля и его союзников распространить коммунистическое господство на всё человечество выразила себя в литературе 2-ая волна русской эмиграции.

Иван Венедиктович Елагин (наст.фам. Матвеев, 1918-1987).

Писал стихи, где теснятся картины скитаний, горького беженства, чужие города, призывы к совести мира, скорбь, любовь. Эхо войны стала главной темой его творчества:

Уже последний пехотинец пал,

Последний лётчик выбросился в море,

А на путях дымятся груды шпал,

И проволока вянет на заборе.

Хаос войны, превративший землю в ад, открыл мир в своей ужасающей наготе. Страшное становится обыденностью и одновременно предельно обостряет зоркость поэта:

Здесь дом стоял. И тополь был. Ни дома,

Ни тополя. Но вдруг над головой

Я ощутил присутствие объёма,

Что комнатою звался угловой.

Книги: «По дороге оттуда» (1947); «Ты, мой столетие» (1948); «Отсветы ночные» (1963); «Косой полёт» (1967); «Дракон на крыше» (1973); «Под созвездием Топора» (1976).

Дмитрий Иосифович Кленовский (наст.фам. Крачковский, 1893-1976)

Сборники: «Палитра» (1917) и «Предгорье» (не появился в печати из-за революции).

Его стихи звучат как прекрасный осколок погибшего мира:

Их ровно пятьдесят от сердцевины –

Тугих колец на спиленном стволе.

Ровесник мой на медленной земле,

Вот и закончен он, наш путь единый!

Иванов: «Кленовский сдержан, лиричен и для поэта, сформировавшегося в СССР, - до странности культурен. Не знаю его возраста и «социальной принадлежности» - но по всему он «наш», а не советский поэт. В СССР он, должно быть, чувствовал себя «внутренним эмигрантом».

Главное в поэзии – прощение и милосердие в слиянии добра и красоты, где видятся просветы в запредельный край. И это начало незаметно преобладает надо всем.

Николай Николаевич Моршен (наст.фам. Марченко)

Длительное время жил мыслями о покинутой и подневольной родине, об атмосфере страха и насилия в СССР, о редких отдушинах личной свободы («Тюлень»).

С помощью вневременных (Бог, мир) и вечных ценностей преодолевает косное притяжение «дурной реальности» коммунистического бытия, чтобы извлечь вещество поэзии. Однако если эта тематика характерна для его сборника «Тюлень» (1959), то последующие книги стихов – «Двоеточие» (1967) и «Эхо и зеркало» (1979) показывают нам движение поэта к философской лирике, постепенно освобождающейся от реалий злободневности.

29.01.2017; 06:00
просмотров: 772