конспект лекций, вопросы к экзамену

Роман А. Толстого «Хождение по мукам».

Трилогия «Х. по м.» явл. многолетним трудом пис-ля. Работал около 22 лет. Путь хождения по мукам, которое проходят его герои явл. и путем автора. Общую тему трилогии он определил кратко: «это потерян. и возвр-ая родина». Повествует о жизни Р. на рубеже 2 веков. 1914-20гг. пис-ль воскреш. Перед нами события периода революции и гражд. войны, рассказ. о борьбе русского народа под руков-ом партии большевиков за свободу. Заглавие пис-ль заимств. из легенды-апокрифа 12 в. «Хожд. Богор. по мукам». В произв. пис-ль раскрыв. судьбы лучшей части рус. интеллиг., прошедшей мучительный путь к пониманию величия и справедливости Октября., рассказ. о тех, кто искупил страданиями свою вину перед народом. Первая книга-«Сестры»(1919-21гг).: картина жизни предревол. буржуазии, показ.семью петерб. адвоката Смоковникова: его жену Катю и ее сетру Дашу. Ощущением предгрозовой суеты, смятением и неуверенности в завтр. дне хар-ся атмосфера в этом кругу. Первым событием, кот-ое вторг. в жизнь явл. Империалистическая война. К изобр. ее писатель подходит иначе. Он дает зарисовки войны, картины фронт. жизни без идеализации. Война хар-ся им как бессмысленная, ненужная. Дни после февраля 17 г. оценив. противоречиво. С одной стороны пис-ль дает себе отчет во всей важности произошедшего тогда. Крах старой России осознается им как что-то неизбежное. С др. стороны, двигающих пружин событий Окт. революции он понять не мог. В период созд. «Сестер» Т. не думал, что роман послужит 1-ой книгой целой эпопеи. Но позже ему стан. ясно, что оставить героев-интеллигентов на распутье нельзя. Так, в 1927г. разверн. работа над продолжением – над романом «18 год». В жизни нашей страны это время совпало с периодом восстановления. От того времени, когда Т. писал 1 том прошло 6 лет-годами значительного творческого роста пис-ля. «18 год» явился не только продолжением «Сестер», но и новой ступенью в творческом развитии Т. Изобр. Эпоха гражд. Войны. Панорама событий 18 г. Но пис-ль не теряет из виду своих героев. «Х. по м.» превр. из произв. о жизни интеллигенции в эпопею о рус. народе. Во 2-ом томе революция показана как очищающая, как необходимая для жизни. Народ показан активным борцом за переустройство мира, за справедливость. Пис-ль далек был в романе от поэтизации револ. стихии. Он видел скорее силу, грозящую революции. Заслугой Т. было то, что он один из первых советских писателей сделал попытку воссоздать худ. средствами В.И. Ленина. Несмотря на то, что писатель не говорит его имени, мы сразу узнаем фигуру докладчика. Пис-лю удалось хорошо передать в этой сцене, как речь Ленина вызывает в массах живой интерес. В Л. раскр. черты гениального вождя. Толстой тщательно прослеживает и показывает в романе все последовательные фазы сложной внутр. эволюции, движения сознания своих героев. 3 часть трилогии - «Хмурое утро»: это роман о рождении нового, социалистического сознания, как народ утверждал свой новый строй. Родина теперь – не только родная земля, но и завоеванный народом жизн. порядок. Понятия родины и революции, которые были для героев когда-то разделенными, теперь неразделимы. Герои Т. теперь убеждены, что борются за свое освобождение, отстаивают независимость и честь своей страны. Развертыв. широкая панорама истор. боев Красной армии. Т. глубже разворачивает роль парт. руков-ва, партии большевиков как вдохновителя. Пис-ль дает галерею разл. человеческих масс - простых людей из народа, участников происх. событий. Герои из народа даны в их внутр. росте. Каждый из романов предст. новую ступень в тв-ве Т. Писатель по нескольку раз перераб. Части романа. Стержневые для Толстого вопросы: куда и как движется история, что ждет Россию, какая роль принадлежит воле отдельного человека в главном общественном движении эпохи? В I части – предреволюц. буржуазное общество, его нравы, искусство, политика, охваченная “духом разрушения”. В картинах быта, Т. передал атмосферу жизни петербургской интеллигенции. Особая социальную заостренность - образы интеллигентов-либералов — адвокат Смоковников, журналист Антошка Арнольдов, члены редакции буржуазной газеты “Слово народу” – их двоедушие, карьеристские устремления. Поэт Бессонов - мрачный пророк всеобщей гибели. Чувство национальной чести, стремление к сближению с народной жизнью, нравственная чистота - отличает Телегина, как и Дашу, Катю, Рощина, от декадентствующей интеллигенции. Главные герои романа “С” — натуры внутренне подвижные, честные перед своей совестью. “Идея России” и идея революции в “С” еще не соединены. Во II части “Восемнадцатый год” в центре - кардинальные проблемы эпохи революции, народа и интеллигенции в период гражданской войны. Через весь роман проходит образная идея года — “урагана”, разбушевавшейся крестьянской стихии. Т. рисует начало гражданской войны в образах войны-митинга. Просветленность преобразующего себя мира и человека — основной мотив последней книги “Хмурое утро” = утро “Молодой России”. Финал романа — картина партийного съезда в Большом театре с волнующим обсуждением ленинского проекта электрификации, преобразования страны. Ценой трагических потерь в своей жизни герои преодолевают расплывчатые, гуманистические идеалы; вместе с инженером Телегиным и офицером Рощиным Катя и Даша Булавины приходят к революционному народу, познают радость обновления, принесенного Октябрем. Герои “Хождения по мукам” - участники и свидетели всех важнейших событий времени.

04.02.2017; 20:00
просмотров: 235