конспект лекций, вопросы к экзамену

Анализ поэтической книги Б. Пастернака «Когда разгуляется». Основные темы и мотивы. Особенности поэтики.

В 1956 г. П. начал писать свою последнюю кн. – кн. стихов «Когда разгуляется». Стремление утвердить свой образ мира, кот. Отличается от советского. П. не допускает конфликта между этими мирами. Принцип соединения 2-х миров, принцип согласия и покоя. П. утверждает, что только худ. образ может успеть за миром, поэзия адекватна природе, она – ср-во постижения мира. Работа над книгой продлилась с перерывами по январь 1959 г. Всего в сборнике 44 стих-я. По кол-ву текстов кн. уступает только «Темам и вариациям», «Сестре моей жизни» и «Поверх барьеров». С самого начала работы П. представлял себе написанные стих-я как единое целое. Эта последняя книга стихов стала словно послесловием к роману «Доктор Живаго», выведя лирического героя Пастернака в расчистившееся перед ним пространство будущего, как исторического, так и личного. Насыщенная «описательными», «бытовыми и пейзажными» стих-ми, эта книга, даже драматизированная происходящим в ней преодолением прошлого во имя будущего, ощущается как свободный полет после трудного взлета «Стихотворений Юрия Живаго». Все земные притяжения, в том числе груз прошлого, окончательно преодолены к ее финалу, но свободное парение нередко может показаться менее выразительным, нежели полный драматизма взлет, в силу горизонтальной своей направленности. Концепция времени становится доминантой книги «Когда разгуляется». Проблема времени поставлена уже заголовочным комплексом книги. Заглавие — осколочная конструкция, свободное придаточное времени/условия — акцентирует семантику времени и, будучи открытым формально и семантически, размыкается в будущее и задает направление циклового сюжета. Эпиграф же — цитата из романа М. Пруста «Обретенное время», замыкающего цикл «В поисках утраченного времени», — обращен назад, в прошлое. Так прошлое, имплицитно присутствующее в заглавии, получает свое истинное место в системе времен. и лирический герой, и весь мир Пастернака устремлены в будущее. Исторические события, сопоставляемые на протяжении всей книги с природными явлениями (ход исторического времени — ветер, революция — буря, освобождение из-под «опеки полувека» — прояснение после грозы, перемена погоды к лучшему), предстают в своей естественности и «преодолимости». В основу философии истории в последней книге Б. Пастернака положено представление о ее стихийности. Мир Пастернака не делится на «свое» и «чужое» пространства и потому полностью принимается (гораздо реже — не принимается) его лирическим героем. Мир изначально благодатен, он благосклонен и отзывчив к человеку, и чтобы стать достойным его щедрот, человек должен существовать с ним в гармонии, превратившись в органичный его элемент, постигая и принимая его законы. На необходимость уподобления природному миру указывает развитие в книге двух ее ключевых мотивов: мотива сокрытия, утаивания и мотива игры. Отказ от самоценности своей индивидуальности во имя «самоотдачи» миру («Быть знаменитым некрасиво…») и следование в творческой деятельности явлениям природы, стихийно гармоничным и изначально согласным с замыслом Творца, являются необходимыми условиями благодатного единения с миром. Мир дается в состоянии «перемен», в состоянии своего развития и становления. Мотив перемен к лучшему задан самим заглавием книги и превращается в ведущий. Он выполняет не только смыслообразующую, но и структурообразующую функцию, поскольку, пронизывая книгу на лексико-семантическом уровне, находится помимо этого в основе композиционной организации как отдельных стихотворений («Липовая аллея» — цветение лип, «Нобелевская премия» — преодоление отчаяния), так и всей книги, каждое стихотворение которой описывает новое состояние мира по отношению к предшествующим. Вместе с мотивом пространственного открытия мира мотив перемен организует развитие циклового сюжета книги. Значимость динамических по своей сути мотивов в очередной раз свидетельствует о том, что в период создания книги «Когда разгуляется» реальность воспринималась поэтом прежде всего через категорию времени. Тема творчества задана в первом же стихотворении книги, которое воспринимается отдельными исследователями «как второе заглавие или второй эпиграф»19, поскольку, стягивая в единый узел все темы книги, образно и лексически оно связано со всеми стихотворениями этого художественного единства. Неозаглавленность стихотворения также открывает его в пространство всей книги. В нем заявлено стремление и цель — вернуть уходящее время путем его фиксации в произведении искусства. Второе, также открытое вглубь книги благодаря своей неозаглавленности, стихотворение «Быть знаменитым некрасиво…» несет мотив пространственного открытия мира лир. герою. Этот мотив становится сюжетообразующим. Он соотносится, с одной стороны, с раскрытием сущности мира лир. герою (в творчестве), с другой — с временным открытием, прорывом героя и мира в будущее. Стихотворение «Когда разгуляется», давшее книге название, безусловно является одним из ключевых. Предметом изображения здесь становится природа. Изображаемое время — «исход дней дождливых», прояснение, природный мир дается в состоянии «перемены» к лучшему. Начиная с середины стихотворения происходит раскрытие пространства и возникает развернутое сравнение природного мира с храмом, а в финале появляется мотив слез как благодарности Творцу, являющему себя в природе. Следовательно, природа открывает в картине мира Пастернака Бога, вследствие чего земное время приобретает способность в любой момент соприкасаться с Вечностью. Но предпосылки его освящения заложены в самих земных закономерностях, в их незыблемости.

04.02.2017; 18:00
просмотров: 2298