конспект лекций, вопросы к экзамену

Концепция библиотечного обслуживания в информационном обществе.

Библиотечное обслуживание- многофункциональная подсистема библиотеки по предоставлению разнообразных информационных услуг ориентированных на читателей.

Основные концепции библиотечного обслуживания

  • Идеологическая.
  • Педагогическая (воспитательная).
  • Просветительская.
  • Социализирующая.
  • Информационная.

Процесс библиотечного обслуживания может быть осмыслен в двух плоскостях.

Во-первых, он может быть рассмотрен как процесс социальный, т. е. имеющий некую «сверхзадачу», базирующуюся на том убеждении, что библиотечное обслуживание приводит к неким социальным последствиям и изменениям, как для конкретной личности, так и для различных социальных групп населения и для общества в целом, а во-вторых, — как технологический процесс, предполагающий «последовательность действий (операций, процедур) библиотекаря.., направленных на предоставление пользователю определенной услуги».

Основные показатели (цели, задачи, направления) библиотечного обслуживания, и особенно поставленные перед ним обществом «сверхзадачи» определяются исторической ситуацией, социокультурными процессами, происходящими в обществе, и, прежде всего, тем отношением общества к личности и, следовательно, к читателю, которое доминирует в этот период времени в общественном сознании.

Таким образом, в основе той или иной концепции библиотечного обслуживания, принятой в обществе в определен ный период его развития, лежит отношение к читателю, то есть — та или иная концепция читателя. На протяжении всего времени развития России как читающего государства (X—XX вв.) «бытовали и сложно, часто конфликтно взаимодействовали четыре концепции читателя: консервативно-охранительная, либеральная, революционно-радикальная и коммерческая».

Каждая из этих концепций прошла определенный путь развития.

В разные периоды времени главенствующей становилась та из них, которая наиболее полно отвечала социальной и социокультурной ситуации в стране: так, в период либеральных реформ (например, во времена  либеральной политики Александра Первого) активно формировалась и  доминировала либеральная концепция читателя; в периоды  реакции, «сжатия свобод» укрепляла свои позиции консер- вативно-охранительная концепция и т. п. О      Каждая из этих концепций определяла цели, задачи и  «сверхзадачу» библиотечного обслуживания как отдельного читателя, так и всего населения страны.

Каждая из названных концепций опирается на философские теории развития личности, теории воспитания и просвещения, воспитательной ценности знания и т. д.

Исследования показывают, что зачатки всех четырех концепций возникли уже по сути дела вместе с возникновением русского читателя. Более полно они оформились в XVII — XIX вв. и окончательно сформировались в XIX—XX вв.

Консервативно-охранительная концепция читателя берет свое начало со времен Древней Руси, получившей «энергию христианского просвещения», в том числе и книжного, от Византии. Тонкий слой приобщенных к книжной культуре (прежде всего, духовенство, князья) определяли регуляцию читательской деятельности и селекцию книжного потока.

Глубинная суть этой концепции читателя: отношение к читателю как к объекту воспитания; деление книг на «истинные, полезные» и «ложные, вредные»; противопоставление знания и веры, нравственности; отношение к чтению как к подконтрольной деятельности. Консервативно-охранительная концепция всегда присутствовавшая в российском общественном сознании получила новый толчок к развитию в середине XIX в. В этот период она была мощно поддержана консервативными мыслителями. Таким образом, консервативно-охранительная концепция читателя была направлена на сохранение народного сознания в духе православных ценностей, на предотвращение народного неповиновения.

Современные исследователи, видя определенный позитивный момент этой теории в желании стабилизации общества, в укреплении народной нравственности, отмечают в целом ее бесперспективность как в силу несоответствия социальной динамике, так и в силу того, что сам принцип консервации противоположен непрерывно изменяющейся, быстротекущей жизни. В начале XX в., после победы Октябрьской революции, несмотря на, казалось бы, кардинальное изменение всей государственной системы, консервативно-охранительная концепция читателя получила «второе дыхание», особенно во время так называемого «второго большевизма» в 1930-е гг., когда все процессы, связанные с литературной работой, книгоизданием, библиотечным делом и т. п., подвергались жесткой цензуре, а «во главу угла» ставились идеологические задачи и интересы государства.

Таким образом, видоизменяясь с течением времени, суть этой концепции сохранилась и до наших дней. Эта концепция легла в основу теории руководства чтением, которая определяла библиотечное обслуживание в России в течение почти всего XX в.

Либеральная концепция читателя зародилась в России в XVI в. Раскол в среде духовенства привел к тому, что появился значительный интерес к «мирской» книге, к западной культуре, что было связано со стремлением России выйти из состояния культурной и технической отсталости.

К середине XVII в. оформились новые тенденции культурного развития, просветительское движение, ориентированное на Западную Европу. Именно в этот период намечаются процессы демократизации читательской деятельности — расширяется круг читателей за счет «посадских людей»: купцов, ремесленников и т. п. Эти люди, кроме развлекательного чтения, стали читать и для того, чтобы лучше заниматься своим делом.

В период своего правления, желая перестроить Россию на европейский лад, Петр I стремился поднять научный потенциал общества, для чего, в том числе, способствовал книгоизданию. При нем оно выросло в десятки раз. Книга должна была служить делу. Реализовала свою задачу просвещения читателя и Академия наук, созданная Петром. Она сформировала и особый тип читателя-ученого, для которого книга, чтение было инструментом повышения мастерства. Идеи просвещения, ориентация на «западные ценности» того времени были ярко представлены в духовной

жизни страны.

Таким образом, в основе либеральной концепции читателя лежит философия либерализма и основные либеральные ценности, пришедшие в Россию с Запада: свобода личности, ее право на индивидуальное и суверенное развитие, гуманистические взгляды на воспитание; представление о знании как о величайшей ценности.

Суть либеральной концепции читателя заключается в осознании права читателя на свободу доступа к знанию, признание разнообразия потребностей, понимание чтения как средства развития личности. Либеральная концепция читателя пережила пик своего развития в эпоху правления Александра Первого и оставалась одной из ведущих вплоть до  Октябрьской революции  1917  г. и периода  «первого большевизма» (до 1930-х гг.), когда еще были возможны дискуссии по проблемам построения государства, воспитания «нового человека» и т. п., когда цензура не была так полновластна, как стала позже.

В  этот  период  времени  наиболее  ярко  либеральная концепция читателя выразилась во взглядах выдающегося ученого и просветителя Н.А. Рубакина. Он утверждал ценность   каждой  читательской   личности,  отстаивал   ее право на свободное развитие, прежде всего, через самообразование и самовоспитание. Характерно его  глубоко уважительное отношение к любому читателю: народному, которому, по мнению Рубакина, нужна не  адаптированная (как считали народники), но дешевая литература, так как «народный читатель не дурак, а бедняк»; к читателю-ребенку, который «прежде всего человек, а не объект для   педагогических  манипуляций».  Важнейшей   мыслью Н.А. Рубакина была мысль о необходимости изучения читателя, об индивидуальном подходе к нему. Главная зада ча — как найти для конкретного читателя — «его» книгу, которая отвечала бы особенностям его ума, воли, темперамента, памяти и др.

Следует сказать, что концепция Н.А. Рубакина подвергалась резкой критике консерваторами и радикалами. Позже ее резко осудили марксисты. Либерально-гуманистическая концепция Н.А. Рубакина оказалась востребованной лишь в XX в. в период «оттепели» и возрождения либеральных ценностей в России в 1990-х гг. С крахом тоталитарного государства либеральная концепция читателя вышла на первый план.

Революционно—радикальная концепция читателя сформировалась преимущественно в двух социальных средах: дворянской (декабристской) и разночинской.

Возникла она в период формирования дворянской культуры (конец XVIII — начало XIX вв.), однако некоторые черты этой концепции можно заметить уже в период Петровских реформ и первого увлечения Западом. Именно из либеральной концепции читателя вышла концепция революционно-радикальная, которая впервые получила четкие очертания в читательском поведении декабристов — первой революционно-радикальной группы.

Чтение осознавалось ими как острейшая потребность развивающейся личности и одно из главных средств общественного переустройства. Резко критическим было отношение основной части дворянских революционеров к развлекательной, «массовой» литературе. Стремившиеся к революционным преобразованиям дворяне «несли образование в народ»: открывали школы, библиотеки (полковые, сельские и т. п.), где обучение тесно связывали с чтением, вели просветительскую деятельность.

Позже разночинцы, подхватившие многие идеи декабризма, также видели в чтении ресурс, позволяющий через влияние на реальное поведение человека преобразовать общество.

Радикально-революционная концепция читателя была резко оппозиционной по отношению к консервативно-охранительным взглядам и полемичной по отношению к либеральным. Если власти рассматривали радикально-революционные взгляды на читателя как элемент антиправительственной деятельности, то либералы считали, что радикалы уничтожают все умеренное, прогрессивное, нарушают общественное равновесие, провоцируя ужесточение

цензуры и т. п.

Следует сказать, что революционно-радикальная концепция читателя относится только к так называемому «народному» читателю. Именно низовой, народный читатель был «социальной базой» данной концепции. Радикалы призывали как можно больше издавать литературу полезную для народного чтения, однако очевидно, что полезной ими считалась та литература, которая разжигала классовую ненависть, звала к террору.

Дальнейшее развитие революционно-радикальных идей, в том числе и революционно-радикальной концепции читателя, связано с развитием марксизма в России. После победы Октябрьской революции революционно-радикальная концепция читателя должна была обслуживать новую идеологию.

Коммерческая концепция читателя стала складываться уже в послепетровское время. Елизавета Петровна видела в чтении не только «высокое занятие» и пользу, но и «забаву». Была открыта новая (в дополнение к академической) типография, которая должна была печатать книги как для «удовольствия народного, так и для прибыли казенной». Таким образом, уже в начале XVIII в. зародился коммерческий подход к читателю, сутью которого была ориентация на читательский интерес и спрос как на источник коммерческой выгоды издателя.

Этот же подход получил реализацию и в особом виде коммерческих библиотек — «библиотек для чтения», которые открывали, как правило, книгопродавцы, причем не только в России.

Суть коммерческой концепции читателя — в представлении о нем, как о потребителе специфического товара — книги, ценность которого определяется суммой производственных затрат и важностью содержания. Основой данной концепции был доход от любой книги, востребованной читателем, поэтому ни о каком «руководстве чтением» речь не шла. Издатели были заинтересованы в быстрой реализации продукции, в связи с чем приспосабливались к читательским вкусам всех слоев российского читательства. Основными средствами продвижения книги стали реклама, мода, предпродажные шоу, презентации и др. средства маркетингового характера. Коммерческие отношения проникли в область литературной критики, организации премирования литературных произведений и т. д., что не могло не сказаться на читательском интересе и спросе.

Надо сказать, что коммерческая концепция читателя активно не принималась либеральной интеллигенцией, которая видела в ней нравственную ущербность, что связано с сакральным (высоким) отношением интеллигенции к книге.

С развитием материально-технической базы книгоиздания коммерческая концепция крепла, место издателей-меценатов заняли издатели, преследующие чисто коммерческие Цели. Издатели были заинтересованы в быстрой реализации продукции, в связи с чем приспосабливались к читательским вкусам всех слоев российского читательства.

В советский период развития государства коммерческий подход к читателю был практически невозможен, так как целью книгоиздания была не прибыль, а выполнение идеологического заказа, а читатель воспринимался не как источник прибыли, а как объект идейно-воспитательных воздействий.

Поэтому, поощряя издание «идеологически выдержанной» литературы, государство шло на заведомые финансовые потери.

В современном российском обществе присутствуют (явно или латентно) все четыре концепции читателя. Наиболее отчетливо сегодня проявляются либеральная и коммерческая концепции читателя.

Сегодня, опираясь на знание концепций читателя, можно выделить основные концепции библиотечного обслуживания: идеологическую, педагогическую (воспитательную), просветительскую, социализирующую, информационную, которые, превалируя в тот или иной период развития общества, получали реализацию в российских библиотеках.

В основе идеологической концепции библиотечного обслуживания лежит, в основном, консервативно-охранительная концепция читателя, вернее, ее модификация, сложившаяся к середине XX в., в период «второго большевизма». Суть идеологической концепции библиотечного обслуживания — в понимании библиотеки как идеологического учреждения, «помогающего делу строительства коммуниз ма». Отсюда — отношение к читателю как к объекту библиотечного  обслуживания; деление  книг на  «полезные» и «вредные»; отношение к чтению как к подконтрольной деятельности и, следовательно, организация целенаправленного руководства чтением. Отсюда же — пренебрежение к личности отдельного читателя25, стремление к охвату «читательской массы», увлечение массовыми формами библиотечного обслуживания и т. п. Сам библиотекарь рассматривался как идеологический работник, помощник политической партии, как «боец идеологического фронта». Все другие функции библиотеки, признаваемые государством, — например, воспитательная, образовательная, информационная —были вторичны и реализовались только через призму идеологической функции. Вместе с тем нельзя не видеть, что на развитие идеологической концепции библиотечного обслуживания наряду с консервативно-охранительной концепцией читателя повлияли  и  некоторые  положения радикально-революционной концепции читателя: например, осознание чтения как средства общественного переустройства. Конечно, в советское время речь о радикализации настроений народа посредством чтения уже не шла. Идеологическая концепция библиотечного обслуживания была характерна только для советской библиотеки (позже эта концепция «импортировалась» в страны «победившего социализма»), что было принципиальным отличием от организации библиотечного обслуживания в библиотеках капиталистических стран и в дореволюционных русских библиотеках.

Педагогическая (воспитательная) концепция библиотечного обслуживания начала складываться по мере ослабления идеологического гнета в жизни страны. Хотя воспитательная, образовательная функции библиотеки признавались и раньше, однако они, как уже было сказано, были подавляемы идеологической, что приводило к известной «жесткости» воспитательного, педагогического влияния на читателя, которое имело целью не столько развитие его личности, сколько пропаганду общественно значимых ценностей и «формовку личности».

Формирование педагогической (воспитательной) концепции библиотечного обслуживания шло в достаточно сложных, противоречивых условиях. На ее становление оказали существенное влияние как охранительно-консервативная — в части осмысления читателя как объекта воспитания, так и либеральная — в части гуманистических взглядов на воспитание — концепции читателя.

В реальности педагогическая (воспитательная) концепция библиотечного обслуживания по своим задачам мало чем отличалась от идеологической: читатель рассматривался по-прежнему как объект воздействия, основным способом библиотечного обслуживания оставалось руководство чтением. Отличалась, однако, декларируемая цель библиотечного обслуживания: если идеологическая концепция библиотечного обслуживания предполагала формирование, прежде всего, «идеологически выдержанной» личности, то педагогическая (воспитательная) концепция библиотечного обслуживания ставила целью формирование «всесторонне развитой» личности, присутствие идеологической составляющей этого развития, впрочем, подразумевалась само собой.

Формы и методы библиотечного обслуживания носили, в основном, ярко дидактический характер. А сам библиотекарь рассматривался как «руководитель чтения», «лоцман книжного моря», определяющий «круг чтения», «систему чтения» для читателя.

В просветительской концепции библиотечного обслуживания, современная модификация которой стала формироваться сразу же после краха моноидеологии, тесно сплелись представления о читателе, о его праве на свободу чтения, суверенное развитие личности и т. д., заложенные в либеральной концепции читателя, суть которой, как уже говорилось, заключается в осознании права читателя на свободу доступа к знанию, добытому всем человечеством, признание разнообразия потребностей, понимание чтения как средства развития личности.

В отличие от предыдущих, в рамках этой концепции читатель рассматривается как активный субъект библиотечного обслуживания, и в этом состоит ее главное отличие. Библиотека же понимается как социокультурный институт, основной функцией которого является мемориальная и просветительная27. Цель библиотечного обслуживания видится в этом случае как возвышение читательских потребностей и максимально полное удовлетворение их. Вместе с тем в просветительской концепции библиотечного обслуживания сохраняются и некоторые элементы консервативно-охранительной концепции читателя, в частности — стремление делить книги на «хорошие» и «плохие».

Социализирующая концепция библиотечного обслуживания основывается на теории социализации личности, сформулированной в XX в. как альтернатива теории воспитания.

Суть теории социализации заключается в понимании того, что сегодня формирование личности идет не только в педагогически организуемом пространстве, например, в школе, но и в широкой слабо контролируемой социальной среде. Одним из социализирующих (то есть таких, которые могут оказать помощь личности при вхождении в общество, социум) институтов может стать библиотека. Она имеет для этого все возможности.

Социализирующая концепция библиотечного обслуживания рассматривает читателя как активного и полноправного участника процесса библиотечного обслуживания. Библиотекарь уважает его право на свободное, индивидуальное читательское развитие, на получение полной и доступной информации, организует общение с ним на основе принципов профессиональной этики.

В рамках данной концепции библиотечное обслуживание осмысливается как деятельность, способствующая успешному вхождению личности в социум, средство «усиления» личности за счет обладания знанием, информацией по важнейшим проблемам социализации: формирование мировоззрения, выбор профессии и профессионального совершенствования, создание семьи и семейным проблемам и т. п.

Социализирующая концепция библиотечного обслуживания опирается, прежде всего, на либеральную концепцию читателя; кроме того, в ней можно увидеть элементы просветительской концепции, она тесным образом связана и с информационной концепцией библиотечного обслуживания, которая складывается на наших глазах.

Информационная концепция библиотечного обслуживания также опирается на либеральные ценности: свободу доступа к информации, свободу индивидуального развития, самоценность знания, информации и, разумеется, самоценность личности. Можно сказать, что в информационной концепции библиотечного обслуживания либеральная концепция чтения«помножилась» на современные информационные технологии. Сегодня информационные технологии рассматриваются как средство, помогающее освоению интеллектуального и эмоционального богатства, накопленного мировым сообществом, жизненного опыта поколений. Информационная концепция библиотечного обслуживания ориентирована на читателя, удовлетворение его читательских потребностей, создание наилучших, комфортных условий для его самореализации.

Читатель (пользователь) рассматривается в рамках этой концепции как активный участник процесса библиотечного обслуживания. Очевидно, что в разных типах и видах библиотек наиболее ярко реализуется та или другая концепция библиотечного обслуживания.

Например, если для крупной научной библиотеки характерна информационная концепция библиотечного обслуживания, то для юношеской — социализирующая и т. п.

Анализ показывает, что для зарубежной, «западной», библиотеки, чья деятельность традиционно была построена на либеральной концепции читателя, сегодня также характерна информационная концепция библиотечного обслуживания с элементами просветительской и социализирующей концепций.

 

09.07.2017; 17:00
просмотров: 2653