конспект лекций, вопросы к экзамену

Романтические произведения А.М. Горького. Черты стиля эпохи в раннем творчестве писателя. Герой. Конфликт. Композиция. деталь и символ.

Алексей Максимович Пешков. Начал публиковаться как очеркист, фельетонист, документалист. Ранний Горький – очеркист. Весной 1895 г. Горький, переехав в Самару, стал сотрудником «Самарской газеты», в которой вел отделы ежедневной хроники «Очерки и наброски» и «Между прочим». В его творч-ве портретный, бытовой, путевой очерки. Раннее творчество Горького носит стихийно-романтический характер. Это, в основном не следствие сознательной авторской ориентации на традиции литературного романтизма, а скорее своеобразная внетрадиционность. Она проистекала из того, что Г – самоучка,вне педагогического руководства знакомился с произведениями предшественников, но при этом обладатель могучего таланта. Впрочем, в первом рассказе «Макар Чудра» (1892) доминирует извечный романтический конфликт Любви и Свободы, решавшийся в «Цыганах» Пушкина. Свобода и любовь в произведениях Горького сходятся гибельно, трагически. Трагические ноты звучат в легенде о Лойко  Зобаре и Радде («Макар Ч.»), в воспоминаниях и притчах Изергиль о ларе и Данко. История Лойко и Радды подается таким образом, что совершаемое Зобаром убийство любимой девушки не вызывает ужаса и осуждения, а восхищает величием, красотой чувства свободы, духом непокорства человека перед волей другого человека и пленом собственной страсти. Романтически настроенный автор следует чисто эстетическому, внеэтическому критерию в оценке героя, перекликаясь в этом отношении с символистами и их вдохновителем Ницше.

В рассказе «Старуха Изергиль» нагнетается пышная словесная образность. Синтаксич параллелизм, образный колорит, общий лирический строй формируют в рассказе с экзотическим названием «Старуха Изергиль» представление о том, что есть истинно человеческое, что такое быть истинно молодым человеком, для которого ясно и прекрасно будущее: «Они шли, пели и смеялись; мужчины – бронзовые, с пышными, черными усами и густыми кудрями до плеч, в коротких куртках и широких шароварах; женщины и девушки – веселые, гибкие, с темно-синими глазами, тоже бронзовые. Их волосы, шёлковые и чёрные, были распущены, ветер, тёплый и лёгкий, играя ими, звякал монетами, вплетёнными в них. Ветер тёк широкой, ровной волной, но иногда он точно прыгал через что-то невидимое и, рождая сильный порыв, развевал волосы женщин в фантастические гривы, вздымавшиеся вокруг их голов. Это делало женщин странными и сказочными. Они уходили всё дальше от нас, а ночь и фантазия одевали их всё прекраснее». Броскость образов взаимодействует с энергией и броскостью мысли. Романтический декор становится в «С.И.» художественной составляющей разговора о сильной личности, красочной гаммой для обрисовки в рассказе двух полюсов темы «сверхчеловека». Эти полюса представлены в рассказанной старухой легенде о ларе и ее легенде о Данко. Для Горького-романтика характерна рамочная композиция. Позволяет во все произведения включать образ рассказчика (очерковый характер). Композиция: Изергиль излагает первую легенду, затем следует история ее собственной жизни, в заключении – легенда о Данко. Прошлая жизнь старухи необычна и воспринимается как еще один сюжет из сказочного мира. Легенду о Ларре Изергиль предворяет характерным замечанием, обращенным к лирич. герою: «У!..стариками родитесь вы, русские. Мрачные все, как демоны…Боятся тебя наши девушки…А ведь ты молодой и сильный». После этого она указывает на «облако, которое плыло ближе к земле, чем другие, и скорее, чем они» и неожиданно заявляет, что это «идет Ларра». Ларра – сын женщины, которую когда-то унес орел, через 20 лет она вернулась с юношей – своим сыном от орла. Ларра – «отверженный, выкинутый вон». Гордо противопоставил себя всем, предельный эгоцентризм сделал сверхчеловека несчастнейшим из людей. Противоположный по нравственному смыслу, образ «лучшего из всех» содержится в легенде о Данко. Композиционный переход: лирич герой замечает, что в степной дали вспыхивают голубые огоньки. Старуха объясняет их происхождение, рассказывая легенду. Данко тоже внутренне одинок, в него лишь на недолгое время поверили. Лес в легенде – символ несвободы, степь – символ долгожданной воли, обретенной красоты и гармонии жизни. «…Кинул он радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо. А потом упал – и умер» (о Данко). Похожий героический образ дан в «Песне о Соколе», в котор Горький вступает в диалог с романтич. поэмой Ницше «Так говорил Заратустра». Здесь использован характерный для романтич. творчества Г исходный прием – в ответ на просьбу лирич. героя рассказать ему сказку старик Рагим «унылым речитативом» «рассказывает песню», текст котор. один из самых сильных текстов русского революционного романтизма. В «Песне» отражено столкновение мещанской и героической жизненных позиций (Уж, Сокол) «…капли крови твоей горячей, как искры, вспыхнут во мраке жизни..» - «перетекстовка» образа искр от сердца Данко. Через несколько лет Г еще раз воспользовался найденной им сюжетной схемой в «Песне о Буревестнике», где Соколу соответствует героический Буревестник, а Ужу – чайки, гагары, пингвин. олицетворяющие образы мещан, напуганных приближением революционной бури.

Суть конфликта в небольших прозаических произведениях Г – драма внутренней свободы героя, неожиданно ощутившего себя ненужным на земле человеком. В рассказе «Челкаш» терпит поражение каждая из столкнувшихся сторон – вор Челкаш, смелый, отчаянный, великодушный и крестьянский парень Гаврила, не выдержавший искушения деньгами и надумавший ограбить и убить своего партнера. Вершина конфликта – момент, когда Гаврила, одаренный деньгами, ошалевший от счастья, выбалтывает то, что у него на уме: «…думаю…хвачу я его – тебя веслом…ррраз! денежки – себе, его – в море…» Гаврила говорит, что Челкаш – ненужный на земле, никто его не хватится. Ч. спокойно презирает жадность парня, но убийственной правдой его хлестнули слова «ненужный на земле». Григорий – так назван герой всего один раз, в воспоминании. Челкаш – его воровская кличка. Трагедия человека без имени будет доиграна судьбой Актера в пьесе «На дне». Месть и внутреннее торжество Ч. в том, что он вынуждает Гаврилу до конца сыграть его унизительную роль – взять деньги без прощенья, признать , что жажда денег в нем сильнее мук совести.

Тональность горьковских произведений преломила многие искания серебряного века: его романтич творчество демонстрирует яркие примеры различного соположения прозы и поэзии (поэмы «Человек», «Девушка и смерть»), в синтезе которых экспериментировали символисты.

03.10.2014; 12:22
просмотров: 2617