конспект лекций, вопросы к экзамену

Понятие культуры и подходы к её изучению.

Культура – изначальное значение – целенаправленное воздействие человека на природу, изменение природы в интересах человека. Текущее значение – совокупность всех форм деятельности субъекта в мире, основанная на системе установок и предписаний, ценностей и норм, образов и идеалов, это наследственная память, которая «живёт» в диалоге с другими культурами.

С точки зрения культурологии выделяется намного больше подходов к пониманию определения культуры.

Подходы:

1. Описательный

Перечисляются отдельные элементы и проявления культуры (обычаи, ценности, ритуалы, идиомы и т.д.). Культура определяется как совокупность достижений и институтов, отдаливших нашу жизнь от жизни далёких звероподобных предков и служащих двум целям:

а)защитить человека от природы;

б)упорядочиванию отношений людей друг с другом (З. Фрейд);

2. Ценностный

Культура трактуется как совокупность духовных и материальных ценностей, создаваемых людьми. Чтобы объект обладал ценностью, надо чтобы человек создавал наличие в нем этих свойство (предмет ценен тогда, когда человек наделяет его ценностью).

"Культура - реализация верховных ценностей путем культивирования высших человеческих достоинств" М. Хайдегер.

Недостаток: при таком подходе происходит сужение взгляда на культуру, т.к. негативные проявления не учитываются.

3. Деятельностный

(Б. Малиновский: "Культура - свойственный человеку способ удовлетворения потребностей, как особый род деятельности");

Культура не существует вне деятельности человека и социальных общностей. Деятельность человека и породила культуру ( четвертую среду обитания человека: природа, общество, человек, культура ).

Культура - преображение человеком природы по законам общества.

Имеются не только артефакты , но и мир смыслов, в который человек вкладывает продукты деятельности, и в саму деятельность. При этом смысл порождает появление новых смыслов, следовательно, мир смыслов безграничен и необъятен.

4. Функционистский

Культура характеризуется через функции, которые она выполняет в обществе: информативная, адаптивная, коммуникативная, регулятивная и пр.

Недостаток: нет единой теории функций и нет разработанной классификации.

5. Герменевтический

(Герменевтика- наука, изучающая тексты)

Культура рассматривается, как множество текстов и механизм, создающий совокупность текстов.

Текст- это вместилище информации и уникальное, порождённое своеобразием личности автора произведение.

Недостаток: нет однозначного понимания текста.

6.Нормативный

Культура- совокупность норм и правил, регламентирующих жизни людей, программа образа жизни. Это наследственная память коллектива, выражаемая в определенных запретах и предписаниях. Культуры различных народов отличаются типом материально-духовного присвоения, их реакцией на мир.

Деятельность субъекта основывается на предписаниях , извлекаемых им из культуры.

Таким образом, культура - не только способ присвоения, но и отбор объекта для присвоения и интерпретации.

7.Духовный

Культура- духовная жизнь общества, поток идей и других продуктов духовного творчества.

Кертман: "духовное бытие общества и есть культура".

8. Диалогический

(В. Библер, Б.А. Успенский: "культура - форма общения её объектов")

Выделяются этнические и национальные культуры, создаваемые отдельным народом. Внутри национальной культуры выделяются субкультуры. Кроме того, также есть и метакультуры ( объединяет разные народы). Все эти культуры вступают в диалог. Чем больше развита национальная культура, тем больше она тяготеет к диалогу с другой культурой/ми, становясь богаче, но стандартизируясь.

9. Информационный

Культура - система знаков, используемых обществом, в которых зашифрована социальная информация (аналогия с компьютером).

В культуре есть специальные языка, есть объем социальной памяти, есть программы социальной памяти, есть программы человеческого поведения.

Т.е. культура - информационное обеспечение общества, социальная информация, которая накапливается в обществе с помощью знаковых систем.

10. Символический

Внимание акцентируется на употреблении символов в культуре; по словам Лотмана: " культура - это " символическая вселенная", некоторые её элементы становятся символами народов"/

11. Типологическая

(М. Маргардашвили, С.С. Аверинцев)

Люди при встрече с представителями других народов склонны воспринимать их поведение с позиции своей культуры (культурные барьеры).

23.02.2018; 20:00
просмотров: 830