История перфекта. «Элевое» причастие, его судьба в древнерусском языке.
Перфект – сложная форма прошедшего времени, которая представляет собой сочетание форм настоящего времени вспомогательного глагола БЫТИ и так называемого «Элевого» причастия (действительное причастие прошедшего времени с суффиксом Л, изменившегося по родам и числам): Ѥсмъ (БЫТИ 1 лицо, единств. число, наст.вр.) неслъ
ОТЛИЧИЯ древнерусского перфекта от старославянского:
1. у вспомогательного глагола БЫТИ в форме 3 лица единств числа и множ числа оканчивались на ТЬ, когда в ССЯ оканчивались на ТЪ: ЕСТЬ НЕСЛА (ДРЯ) – ЕСТЪ НЕСЛА (ССЯ).
2. ДРЯ пережил процесс утраты носовых гласных 3 лицо множ число СУТЬ НЕСЛИ (ДРЯ) – СѪТЬ НЕСЛИ
По своему грамматическому значению перфект не является собственно прошедшего временем: он обозначал состояние в настоящее время, являвшееся результатом прошедшего действия. То есть форма ЕСМЬ ПРИНЕСЛЪ обозначала не просто прошлый факт, но и настоящее состояние: «я принес, и то, что я принес, в настоящее время находится здесь». Элевые причастия относились к несклоняемым причастиям. Они могли выступать как в полной, так и в краткой форме. Краткие использовались при образовании временных форм (перфекта, плюсквамперфекта, преждебудущего) и условного наклонения, а полные, употребляясь в качестве определений, рано потеряли связь с глаголом и превратились в прилагательные: смелый (как ты) - смел (это сделать), усталый – (я очень) устал – явно обнаруживаются «глагольность» краткой и «прилагательность» полной формы на Л. Краткие причастия прошедшего времени на Л, не склоняясь, изменялись по родам и числам: усталъ – устала – устало – устали – усталы – устала. В дальнейшем во множ числе установилась одна форма с окончанием –И, восходящая к старому именительному падежу мужского рода. Именно эти краткие причастия и стали в истории русского языка глагольной формой прошедшего времени.
|
26.02.2018; 18:00 просмотров: 1776 |