конспект лекций, вопросы к экзамену

Жанровое и стилевое своеобразие прозы В. Распутина. «Прощание с Матерой»

В.Распутин, Астафьев, В. Белов, Ф.Абрамов, В.Шукшин –  представители деревенской прозы. Изображали судьбы деревни и сельских жителей +личная сопричастность писателей к судьбам деревни изнутри. В н.70-х г.дерев. проза занимала едва ли не лидирующую позицию (мода на русский стиль): 1)дер.проза заговорила о восстановлении связи м/у поколениями, эпохами; 2)постановка общечеловеч.проблем: о жизни и смерти, о связи эпох, христиан.тема, человек и природа; 3)д.пр.вернула в лит-ру героя мудреца, «филосова от сохи»,носители нравственности – дерев.старики и старухи; 4)возродила сказовый, народный стиль; 5)дала толчок к переоценке  роли коллективизации (как трагедия отлучения людей от земли). В 80-е г. Дер. проза переживает глубочайший кризис. Страна берет курс на Запад. Дерев-ки противопоставляют патриарх. прошлое, доревол. Россия  – против-е с обществом, с настоящим и будущим. Но их позиция уязвима. Наступает зона молчания. Распутин в 85г пишет «Пожар» (тупик. Что с нами произошло? Этим произведением он закончил для себя тему «деревенской» прозы), а  после 85 –го г.удаляется в публицистику. Но в к. 1990-х его голос зазвучал вновь:  95г появл. рассказ «Больница», «Женский разговор», «В ту же землю», «Изба». Распутин представитель натурально-философской прозы. Завоевал авторитет среди отцов старшего поколения. 1)в центре его произведений – катастрофический сюжет, ситуация, прощание с тем, с чем не должно прощаться. «Прощ.с Матерой» сюжет – затопление острова, уничтожение поселка, строительство Братской ГЭС. «Пожар» - сюжет пожара, горят склады в Сосновке. Главное показать поведение людей в ситуации пожара: большинство бегут на зрелище, лишь немногие берут ведра с водой (Иван Петрович и его жена Алена, Афоня Бронников), некоторые разграбляют склад (архаровцы-наем.рабочие). 2)авторская  позиция  выражается через глав.героев – стариков и старух; 3) особый слог, язык, речь, сказовый стиль; 4) контраст старшее и младшее поколение; 5) использование библейской, славянской мифологии. Все герои Р.испытываются отношением к земле, к своему роду. Память в худ.мире писателя приравнивается к правде. Суть человека проявляется в минуты прощания и страдания, поэтому в прозе Р. преоблад. катастрофич. сюжеты (смерть, затопление, пожар), провоцирующие раскрытие нравств. потенциалов героев.«Пр.с Матерой»(1976) реалистическое произведение в основе сюжета обыҹное для тех лет затопление острова с располагающейся на нем деревней, поскольку на реке строится плотина для электростанции. // миф о всемирном потопе; гибель Атлантиды; легенда о граде Китеже => древняя Матера, как библейская земля перед потопом, увидела обнаженные человеческие страсти: надругательство, кощунство «пожогщиков», бесовский смех «туристов» о «обсевок». Первая же фраза повести «и опять наступила весна, своя в своем нескончаемом ряду, но последняя для Матеры» задает тему последней весны. Последняя весна явное противореҹие, если учесть, ҹто в фольклорной символике весна наҹало новой жизни. Жизнь продолжаться будет, но Матеры уже не будет. Матера у В.Распутина имеет один общий корень со словами мастерство, матерый («старинный», «зрелый», «опытный»), мать сыра земля, материк(гибель челов-ва, масштабность) Автор показывает, что речевое название старой деревеньки заложено умом и чувством народа. Центр.сцена: сцена в доме Дарьи, разговор старух у самовара о переезде.  Старик Богодул приносит весть: «Мертвых грабят!» (санитары огнем уничтожают кресты на глазах жителей). Эта весть символична – люди перестают ценить свое прошлое, забывают Бога.Герои: Старожилы (Дарья Пенегина, Анна, Настасья, Богодул. Гибель М. – гибель их самих) – Пришлые люди («пожогщики», М.- объект их работы. Воронцов – символ беды; Цыган, Жук – клички, говорят штампами.) – Обсевки (люди, не помнящие родства, это жители, для которых гибель М. радость, возможность вырваться. Никита Зотов(Петруха), Клавка Стригунова (бежать).  Дарья (чтит память об ушедших) – Павел (бригадир, понимает мать, но для него это не самое главное, выполняет соц.роль) – Андрей (внук, вовсе не понимает о чем речь «память – плохо, без нее лучше» , устремлен в будущее, на строит-во ГЭС.Все оставшиеся дни до затопления Дарья собирает историю Матеры. Она торопится воссоединить ее, чтоб хоть в ее сердце деревня дожила по-человечьи, не уровнив себя. Она хочет, чтоб весь опыт М.остался в памяти : «Правда в памяти. У кого нет памяти, у  того нет жизни» род -нитка с узелками «Мой-то узелок вот-вот  растянут  и загладят, ровный конец опустют, чтоб не видать было... чтоб с другого  конца  новый  подвязать. Куды,  в какую сторону потянут  эту  ниточку  дальше?  Чтобудет? Пошто так охота узнать, что будет?". Авторский идеал в повести воплощается в образе Дарьи Пенегиной, которая по христианскому обычаю совершает  ритуал прощания со святыми для нее местами – кладбищем, где покоятся ее предки, мельницей-кормилецей, родной избой, где родилась она сама и ее дети.  Матера – единство мужского и женского: Царский листвень(мужское начало) // образ Мирового дерева (соединяет небо и землю). Поверье – царским лиственеем крепится остров к реҹному дну, одной общей земле, и покуда стоять будет он, будет стоять и Матера (три дня и три ноҹи пытаются сжить дерево со свету). Старая береза единственное дерево, которое листвень допустил расти рядом с собой, несомненно, олицетворяет женское наҹало. Хозяин острова // дух места, который защищает. Это душа природы. «Прощание с Матерой» - это реквием по уходящему крестьянскому миру.

20.09.2018; 17:00
просмотров: 935