конспект лекций, вопросы к экзамену

Современная антиутопия: Л.Петрушевская,В.Маканин,Т.Толстая

Классич.антиутопия-это худож-ая модель осуществленного утопического идеала,демонстрирующая последствия соц.-утопических преобразований.Антиутопия 20в.вобрала в себя художеств-е открытия классич-го соц.-философского и психологич-го романа:трагедийный конфликт, нравств.выбор героя,философск. потенциал. Сущ-т как в форме романа, так и в форме повести,рассказа,притчи,философск.сказки.Важным стимулом к разв-ю антиутопии 20в. стали достиж-я науки. Совр-х пис-лей привлек-т темы биоинженерии, наркотического гипноза, идеи паралл-х миров, вирт-х реал-тей, власти масс-медиа, зомбирования и др.способов манипуляции чел.сознанием. На рубеже тысячелетий в рус. национальном сознании необычайно активизир-сь апокалиптические идеи, настала пора говорить об антиутопизме как св-ве произв-й самых разн.жанров,об антиутоп-ме как проявлении рубежного созн-я. Черты антиутопии стали привычной деталью, более того-неотъемлемой частью художеств-го мышления 2-ой пол.20в. Сохраняя функцию предупреждения и важнейшие эл-ты стр-ры(хронотоп,субъектный слой,формы условности),совр.антиутопия разв-ся по пути сращения и скрещения с др.жанрами и одновр-но дробится на подвиды. После разоблачения сталинизма, краха коммунизма и распада империи тоталитарно-утопическое созн-е пошло на убыль, однако далеко еще не искоренено.Именно кризис перестройки и перестроечного созн-я вызвал в последн.годы появл-е целого ряда антиутопий. Все новейшие антиутопии показ-т ближайш.будущее, временные рамки угрожающей перспективы значит-но сузились по ср-ю с класич.антиутопиями. А. Кабаков в своей антиутопии "Невозвращенец»,  рассказ Л.Петрушевской «Новые Робинзоны.Хроника конца 20 в.» , В.Маканин. ром.«Кысь» Толстая.

В повести «Лаз» д-е происх.в каком-то фантастически растянувшемся мгновении,предыстория отсечена:нет ни прошл.,ни будущего. Перед нами модель условного мира:две симметричные вселенные (верх.и ниж.мир)соединены узк.проходом- лазом,секрет кот-го известен т-ко гл.герою.Верх.мир болен неврозом, агорафобией.Люди прячутся, в то вр.как простр-во улиц захвачено толпой(толпа- это апокалиптический зверь,кот.поглащает отд-х людей,чтобы стащить их по эволюц.лестн.обратно-в стаю).Ниж.мир болен боязнью закр.пр-ва(клаустрофоб.)Мысль Маканина закл.в том, что т-ко личн-ть яв-ся самодостаточным и смыслообразующим феноменом, той единств.субстанцией,кот.способна упорядочить хаос. Им показан герой действующий. Сам. важн.для пис-ля и его героя- вернуть в жизнь слова,кот-е можно противопоставить «земляному мышлению», пещерности,стадности.Он ищет такие слова,кот.откроют «лаз» в человеч-х душах и разделят толпу на людей.Стирая слой настоящего,совр.антиутопия показ-т нам не будущее,а далек.прошлое: возвращ-е к первобытн.сост-ю символизир-т образ толпы у Маканина,новые робинзоны у Петрушевск,новый виток человеч.истории в сюжете романа Толстой.

20.09.2018; 17:00
просмотров: 680