Истоки научно-популярной журналистики в России. Издания Академии наук.
Эволюция научно-популярной публицистики — зеркало становления процесса секуляризации общества. Она проходила ряд этапов со своими особенностями. Наиболее длительным по времени был ее первый период – допетровский. Это время жесткого подавления стремления к осмыслению устройства мира (Коперник, Галилей, Бруно и др.). В этот период пересматривались основы вероисповедания и на этой почве происходили кровавые побоища, в ходе которых особо страдали те, кто выступал с новым Словом, кто пытался найти истину в человеческом опыте, закреплять ее в рукописи, кто стал использовать печатный станок для высказывания оппозиционной мысли.
642 – сожжена сарацинами богатейшая Александрийская библиотека. В течение шести месяцев рукописями топились все местные бани.
XI в. – по распоряжению шведского короля Олая «для облегчения введения христианства» сожжены рунические книги.
1415 – по постановлению Констанцского собора был сожжен вместе со своими книгами просветитель, ректор Пражского университета Ян Гус.
Эпоха Петра Великого открывает второй период, переходный. Полтора века (1700-1850) – фактическое начало обособления светского, научного знания от религиозного. Здесь можно вспомнить деятельность одного из сподвижников Петра Якова Брюса, работавшего в 1698 г. в лаборатории известного английского ученого Ньютона и написавшего «Теорию движения планет», переводившего по поручению Петра научные книги. Переведенная им работа Христиана Гюйгенса «Книга мировоззрения, или Мнение о небесноземных глобусах или их украшениях», обычно называемая «Космотеорос», явилась в России «совершенно новым научным жанром» (переводчик пытался пояснить открытия западной науки и сделать их понятными обычному российскому читателю).
На протяжении всего XVIII века в российском обществе сохраняется доминирование религиозной мысли, но углубляется «практическое» разделение ее и светской, выраженное в контроле за мыслью и словом поданных. Елизавета Петровна 7 марта 1743 г. повелела, чтобы все церковные книги печатались с апробацией Святейшего Синода, а гражданские – с апробацией Правительствующего Сената (однако это достигалось с трудом).
Вообще научной популяризации столько же лет, сколько и самой науке – сначала появлялись простые брошюры, затем типы изданий изменялись и усложнялись. После формирования научных центров и формирования и совершенствования научного знания появилась потребность в расширении аудитории с целью выхода за пределы только лишь научного сообщества. Отсюда увеличение каналов распространения информации: периодическая печать, всевозможные научные музеи (Кунсткамера), затем освоение кино, с открытием Академии наук начинают проводить открытые научные лекции (по инициативе Ломоносова) для дворян, офицеров, за счет чего происходит расширение круга образованной аудитории.
Развитие научной популяризации в России тесно связано с историей журналистики. Однако у истоков познания научных явлений стоит рукописная книга, которая до XVIII в. была единственным носителем естественнонаучных знаний. Рукописные книги XVII в. были дороги, хранились в официальных учреждениях или немногочисленных личных библиотеках и были малодоступны.
В ХVIII в. в России появляются первые газеты и журналы, к концу века формируется система периодических изданий. Возникновение и развитие отечественной научной популяризации, конечно же, тесно связано именно с именем Петра I. С начала своего царствования он заботился о создании широкой сети образовательных учреждений. Вслед за математической и «навигацкой» в Москве открываются артиллерийская, инженерная, хирургическая школы, в Петербурге – морская академия и инженерная школа, 42 цифирные школы в разных городах. В 1703 г. в Москве была организована Академическая гимназия как образцовое государственное учебное заведение для подготовки к научной и общественной деятельности «благородного» юношества. Академическая гимназия просуществовала до 1711 г., когда была преобразована в школу изучения иностранных языков.
В 1708 г. Петр приказал перевести печатание книг с церковнославянского на гражданский шрифт, что намного повысило их доступность для читающей публики. Одно за другим появляются переводные сочинения научно-популярного характера. 1710 г. в Москве вышла из печати «География, или Краткое земного круга описание», которая содержала общие сведения о «круге земном и разделении всех частей его», о разных странах, была написана понятным и образным языком, не перегружена терминологией, четко структурирована по главам и предназначалась для широкого круга читателей (с небольшими изменениями она была переиздана три раза). Эта книга представляла собой первый опыт печатного издания научно-популярной литературы в России, который получил дальнейшее развитие в журналах и календарях (месяцесловах) первой половины XVIII в.
Популярность у читателя получила также «Книга мирозрения, или Мнение о небесноземных глобусах и их украшениях» Хри- стиана Гюйгенса (переводчик Я. В. Брюс), вышедшая в 1717 г. в Санкт-Петербурге тиражом 600 экземпляров и затем в 1724 г. в Москве. Она «содержит первое в России популярное изложение в систематическом виде учения Николая Коперника»: в ней описано строение солнечной системы, движение планет, изложены астрономические теории.
Еще одним заметным явлением научной популяризации стал перевод на русский язык книги секретаря Парижской Академии наук Бернара ле Бовье де Фонтенеля «Разговоры о множестве миров». Сочинение Фонтенеля представляло собой живой популярный рассказ для несведущего читателя, «каким образом сделан мир, на котором мы обитаем, и есть ли другие, подобные ему миры». Перевод книги был подготовлен Антиохом Кантемиром в 1730 г., вышел из печати лишь в 1740 г. В примечаниях объяснялись незнакомые слова и изменения, внесенные в текст при переводе. Перевод примечателен тем, что многие слова, введенные в текст, впоследствии закрепились в русском языке (компания, циркуль, машины и др.).
Издательское дело в России во второй четверти XVIII в. сосредоточилось в Академии наук, которая изначально была задумана как центр науки и образования. Известный историк Петербургской Академии П. Пекарский считал, что впервые Петр I заявил о необходимости организации в России академии еще в разговоре с патриархом Андрианом осенью 1698/99. В январе 1724 года Петр подготовил указ о создании Академии, а в декабре 1725 года императрица Екатерина издала указ об организации Академии наук. На должность президента Санкт-Петербургской Академии наук планировался Христиан Вольф, ученик Лейбница, но он отказался, порекомендовав Блюментроста, который и стал ее первым президентом. В отличие от многих других аналогичных учреждений Западной Европы, Санкт-Петербургская академия наук была создана как государственное учреждение. В Западной Европе к тому времени уже достаточно были развиты университеты с их ведущей ролью в деле просвещения и образования, а возникающие академии венчали и закрепляли имеющиеся традиции научно-исследовательской деятельности. В России, по велению Петра, эти функции – просвещения и исследования – были объединены. При Академии были учреждены Университет и Гимназия – так называемое триединство. Таким образом, с самого начала Академия наук формировалась как мощный исследовательский центр в рамках мировой науки. 27 декабря 1725 года в Петербурге состоялось торжественное открытие Академии наук.
Ученые, преподаватели и даже первые студенты были приглашены из Европы; им были установлены хорошие денежные оклады, выделены деньги на переезд и создание достойных условий для проживания в России. В университет и гимназию были зачислены и русские студенты, представители разных сословий. Со временем Академия воспитала целый ряд отечественных ученых, в том числе М. В. Ломоносова, С. Е. Десницкого, С. П. Крашенинникова и др. М. В. Ломоносова, С. Е. Десницкого, С. П. Крашенинникова и др. Академия получила профессоров и адъюнктов, университет, гимназию и право выбирать лучших учеников из училищ, библиотеку и кунсткамеру, переводчиков и типографию. Академия стала средоточием русской науки и культуры, где развивались в том числе периодические издания – газеты и журналы.
Передовые мыслители времен Петра I, разделявшие его идеи, служили распространению научного знания в России. Среди них В. Н. Татищев (публицист и ученый эпохи преобразований, первый русский историк, географ и философ; он занимался пропагандой взглядов Ньютона, Декарта, Галилея, Коперника), механик-изобретатель И. Т. Посошков, ученый-монах Феофан Прокопович (одним из первых стал вести научные наблюдения, пользуясь телескопом и микроскопом, помимо богословских и гуманитарных занимался изучением точных наук), известный русский мыслитель и писатель А. Д. Кантемир (перевел на русский язык научно-популярную книгу секретаря Французской академии наук Фонтенеля «Разговоры о множестве миров»).
Академия наук должна была включиться в практическую работу, диктуемую потребностями экономического и культурного развития страны. Следуя принципам Петра, она развернула популяризаторскую деятельность. Распространение естественных знаний шло через книгу, календарь и журнал.
Популярная литература, издававшаяся Академией наук, рассказывала о разных странах, народах, изобретениях, открытиях, путешествиях.
Например, «Путешествие около света, которое в 1740, 41, 42, 43, 44 годах совершил адмирал Ансон…» в переводе Лебедева, вышедшее в 1751 тиражом 1300 экземпляров и переизданное в 1789. Книга содержит предисловие переводчика, он также предлагает объяснение «технических речей» в специальном словарике).
Академия наук оказала значительное влияние и на содержание самого массового издания – календарей. Переход их издания к Академии, участие в их составлении академиков привели к вытеснению заметок астрологического характера сомнительного содержания и замене их на научно-популярные статьи по географии, истории, астрономии, земледелию, домоводству. Несмотря на изменение характера календарей (превращение из справочно-развлекательных в справочно-просветительные, интерес к ним в середине века возрос, о чем свидетельствует увеличение тиражей: в 1750 г. в академической типографии было напечатано 10 020 календарей, из которых 7610 на русском языке).
В 1727 г. Академия наук приняла на себя издание «Ведомостей».
Первая русская печатная газета «Ведомости» (1702-1727), созданная Петром I для пропаганды проводимых им в стране преобразований, после смерти Петра прекратила свое существование. За 25 лет издания газета заложила основы русской журналистики, получившие развитие в «Санкт-Петербургских ведомостях», которые с 1727 г. начали издаваться в Петербурге Академией наук. Поскольку основной состав и руководство Академии наук в начальный период ее существования составляли немецкие ученые, первая академическая газета вышла на немецком языке – «St Petersburgische Zeitung». В первый год издания газета была еженедельной. Основным источником информации служили немецкие, французские и голландские газеты. Со 2 января 1728 г. Академия наук приступила к выпуску газеты «Санкт-Петербургские ведомости» на русском языке – газета выходила два раза в неделю по почтовым дням. Ее номера составлялись из материалов о дипломатических отношениях, о новостях жизни королевских дворов Европы, российского двора, о военных конфликтах, о природных катаклизмах. Иногда помещались новости о деятельности Академии наук, также в газете печатались казенные и частные объявления. Первоначальный ее тираж составлял около 700 экземпляров.
Газета имела приложения: «Примечания к Ведомостям» и «Суплемент» (содержал сведения о научных открытиях и изобретениях, об изменениях условий ввоза и вывоза товаров из европейских государств, реляции о коронационных торжествах, церемониях бракосочетания или погребения членов царской фамилии, шествиях и фейерверках по случаям военных побед, иногда – объявления о выходе в свет новых книг, карт, календарей).
Позже Академией наук начали издаваться журналы: «Месячные исторические, генеалогические и географические примечания в Ведомостях» (1728-1742) и «Ежемесячные сочинения, к пользе и увеселению служащие» (1755-1764), их редактором также был Г.Ф. Миллер.
После «Ежемесячных сочинений» Академия наук издает еще два журнала научно-популярного характера: «Академические известия» (1779-1781) и «Новые ежемесячные сочинения» (1786-1796).
Подробнее о журналах – вопрос 2.
Академия наук в XVIII в. становится авторитетным научным центром, который ставит своей задачей также и продвижение успехов и признание отечественной науки в мире. Для этого, конечно, было необходимо заниматься популяризаторской деятеьностью Откликаясь на новые запросы общества, связанные с ростом читательской аудиторией, Академия готовит к печати многотомные энциклопедические издания, которые выходят в течение нескольких лет. Примером может служить «Собрание сочинений из месяцословов на разные годы» (1785-1793), в десяти частях которого были собраны лучшие научно-популярные статьи из календарей предшествующих лет. Энциклопедией для юношества можно назвать десять выпусков издания «Зрелища природы и художеств» (1784-1790), которое знакомило читателей с основами физики и естественной истории, представляя обширные знания в четкой и лаконичной форме.
Таким образом, Академией наук было положено начало типологическому развитию научно-популярной журналистики в России, которая уже в XVIII в. представляла собой целую серию изданий:
- научные издания, ориентированные на специализированную аудиторию ученых («Commentarii Academiae Scientiarum Petropolitanae», «Краткое описание комментариев Академии наук», «Новые комментарии Петербургской академии наук» и др.).
- газеты, рассчитанные на более широкий круг читателей («St Petersburgische Zeitung» и «Санкт-Петербургские ведомости»).
- научно-популярные журналы, стремящиеся к универсальной читательской аудитории («Месячные исторические, генеалогические и географические примечания в Ведомостях», «Ежемесячные сочинения к пользе и увеселению служащие», «Академические известия», «Новые ежемесячные сочинения»).
- энциклопедические издания для массового читателя («Собрание сочинений из месяцословов на разные годы», «Зрелище природы и художеств»).
|
23.12.2019; 06:00 просмотров: 1138 |