Развитие научно-популярной журналистики в первой половине XIX века: выдающиеся события и имена.
XIX век занимает особое место в становлении научно-популярной журналистики в России. Его можно назвать периодом зрелости научной популяризации, когда уже сложились типологические разновидности изданий, определились жанровые формы, сформировался язык научно-популярных публикаций. Опираясь на накопленный в XVIII в. опыт начала популяризации научных знаний, в новых условиях развития страны возникает потребность в практическом применении этих навыков. Этому способствует и благоприятная общественно-политическая ситуация, сложившаяся в первом десятилетии XIX столетия в связи с подготовкой и проведением реформ Александра I. В 1804 г. был принят Цензурный устав, который впервые сформулировал законы о цензуре и ввел некоторые послабления для печати. Журналистика откликнулась созданием новых периодических изданий, в том числе экономического характера.
В экономике страны все интенсивнее идет накопление элементов нового капиталистического производства, а потребности промышленности и сельского хозяйства стали мощным толчком для применения на практике достижений науки и техники. Возросшая в начале XIX в. роль России как экспортера сельскохозяйственного сырья на Запад и ее ускоренное промышленное развитие (от конкуренции других стран огражденное высокими таможенными пошлинами) позволило российской промышленности достигнуть успехов, что вызвало потребность в экономической литературе, в том числе и в периодических изданиях. На это указывает
Экономические издания этого времени А.В. Предтеченский (изучал экономические проблемы и печать первых десятилетий XIX в.) делит на две группы: те, которые «освещали исключительно практические вопросы экономики», а также «разрабатывавшие не только практические, но и теоретические проблемы». К периодике, востребованной хозяйственной практикой, принадлежали прежде всего издания Вольного экономического общества*: помимо продолжавших выходить «Трудов Вольного экономического общества» с 1805 г. издается ежемесячный журнал «Круг хозяйственных сведений», замененный в 1807 г. «Полной системой практического сельского домостроительства» – популярным журналом, в котором печатались необходимые для сельского и домашнего хозяйства сведения. Такой же популярный и «полезный» характер имели другие издания Вольного экономического общества: «Хозяйственные записки» (1812-15), «Записки деяний Вольного экономического общества» (1802-11) и др.
* Вольное экономическое общество (создано в 1765 г.) – первое в России научное общество, целью которого было распространение науки и знания. Общество организовывало публичные лекции, занималось издательской деятельностью.
1765-98 оно издавало «Труды Вольного экономического общества к поощрению в России земледелия и домостроительства». Первые выпуски «Трудов» имели отношение преимущественно к сельскому хозяйству. С годами тематика стала разнообразнее и включала в себя также другие материалы, относящиеся к сферам промышленности и ремесел. Например, статьи «Об очищении меди», «О превращении чугуна в ковкое железо» и др. Издание имело практическую направленность и при тираже в 1200 экземпляров в первые годы издания порой расходилось так быстро, что тираж приходилось повторять. Однако с появлением других изданий, ориентированных на среднее сословие, «Труды» постепенно теряют читателя.
В 1788-89 г. выходили «Еженедельные известия Вольного экономического общества», представлявшие собой, скорее, справочник по домоводству, составленный из коротких заметок практического характера.
Московское общество сельского хозяйства с 1821 г. начинает выпускать «Земледельческий журнал» – один из лучших журналов, по оценке Предтеченского, в дореволюционный период. Вопросам не только сельскохозяйственных, но и промышленных технологий был посвящен «Технологический журнал» (1804-15), издававшийся в Петербурге Академией наук. Его первым редактором был академик В. М. Севергин, известный физик и минералог, который сам много писал для журнала. Статьи этого издания («О перегонке масел», «Описание деления латуни в Ежевском заводе», «О железоплавиленных промыслах в Новгородской губернии» и др.) восполняли недостаток знаний в области технологии у российских предпринимателей.
Подобным характером технологического журнала обладали издания «Указатель открытий по физике, химии, естественной истории и технологии» (издавался профессором Санкт-Петербургского университета Н.П. Щегловым 1824-31), «Журнал полезных изобретений» и продолжавшее его «Повременное издание о полезных изобретениях» (издавались адъюнктом московского университета М.П. Дружининым).
Этот ряд изданий, предназначенных для специалистов, дополняют журналы, занимавшиеся популяризацией технологических знаний среди широкого круга читателей, в их числе московский журнал «Экономический и технологический магазин» (1814-15), а также «Новый магазин естественной истории, физики, химии и сведений экономических» (1820-30), издававшийся профессором московского университета И. А. Двигубским.
Как правило, экономические журналы носили популярный характер и ориентировались на универсальную аудиторию. К таким изданиям стоит отнести газету «Санкт-Петербургские коммерческие ведомости» (1802-1810), а также «Санкт-Петербургский прейс-курант» (1806-57), который в виде торговых бюллетеней издавался сначала Коммерц-коллегией, а после ее упразднения – Министерством финансов.
К теоретической разработке вопросов экономики наиболее часто обращались «Статистический журнал» (1806-08), выходивший в Петербурге под редакцией профессора университета К.Ф. Германа, основателя в России статистики как науки, «Санкт-Петербургский журнал» (1804-09), издававшийся Министерством внутренних дел и, не будучи чисто экономическим изданием, значительное место уделявший экономическим теориям (особенно идеям Адама Смита), а также «Северная почта, или Новая Санкт-Петербургская газета» (1809-19), издававшаяся при почтовом департаменте Министерства внутренних дел под редакцией товарища министра внутренних дел О.П. Козодавлева, через год ставшего министром.
В газетах, как и в журналах стали заводить отделы, публиковавшие информацию о научных открытиях, экспедициях, о природных явлениях, изобретениях. Научные отделы стали неотъемлемой частью журналов общего характера, именно поэтому данный период времени часто в литературе называют периодом (или даже эпохой) отделов.
В первой половине ХIХ в. творили известные ученые: М.В. Остроградский, В.Я. Буняковский (в их исследованиях получили развитие математическая физика, теория чисел и теория вероятностей), физики Э. Х Ленц (исследования электромагнитных явлений), Б.С. Якоби (в 1837 г. телеграфный аппарат конструкции Якоби был установлен в подземной линии и соединил Петербург с Царским Селом; мировую известность принесло Якоби изобретение гальванопластики), химик А.А. Воскресенский (Д.И. Менделеев и А.Н. Бекетов были его учениками). Для возрождения былой славы Медико-хирургической академии, пришедшей в 20-е годы в упадок из-за финансовых трудностей, много сделал выдающийся хирург и ученый Н.И. Пирогов, по предложению которого была основана кафедра госпитальной хирургии. Пирогов разработал научные основы военно-полевой хирургии, впервые в истории применил на поле боя наркоз, широко использовал гипсовые повязки.
В развитии науки в этот период значительную роль играют профессора Московского университета. Здесь протекала научная и просветительская деятельность К.Ф. Рулье, который создал учение о развитии органического мира, заложил основы экологии и основал «первую в мировой науке додарвиновского времени школу биологов-эволюционистов».
Для распространения сведений об отечественных и зарубежных достижениях издавались «записки» многочисленных научных обществ, получивших большое распространение в этот период (Вольного экономического, Минералогического, Горного и др.). Хотя все они в основном носили специальный характер, все же подобные издания были попыткой к более широкому распространению научного знания, обмену научной информацией.
Важная особенность второй четверти XIX в. – преобладание не общественных, а научно-литературных интересов (т.к. Цензурным уставом 1828 г. не разрешалось писать о политике и о «современных правительственных мерах»). Правительством учреждаются «Ученые записки Московского университета» (1833), «Журнал Министерства народного просвещения» (1834); специальная периодика: «Журнал мануфактур и торговли» (1825-60), «Журнал путей сообщения» (1826-1917), «Журнал министерства внутренних дел» (1829-61) и др.
Однако и частные журналы отдают дань вопросам науки. Отдел «Науки и искусства» занимает центральное место в «Московском телеграфе» (1825-34) Н.А. Полевого. Издатель стремился к сближению науки с жизнью, печатал обозрения новейших открытий. Основным источником идей «Московского телеграфа» был французский журнал «Revue Encyclopedique» («Энциклопедическое обозрение»), статьи из которого тщательно отбирались и комментировались. Разнообразие тем журнала выгодно выделяло его на фоне многих других: история, археология, география, статистика, естественные и точные науки, философия, эстетика, политическая экономия.
Научный отдел «Московского вестника» (1827-30) наполнялся статьями по философии, эстетике, теории и истории изящных искусств, однако язык их был труден, сухость изложения не подходила для научно-литературного журнала.
Внимания заслуживает журнал Н.И. Надеждина «Телескоп», который (с приложением «Молва») выходил в Москве с 1831 по 1836 г. и принадлежал к числу ведущих журналов 30-х годов, он получил высокую оценку со стороны современников, в том числе Белинского и Чернышевского. «Телескоп» известен как журнал литературный, историко-философский, как орган передовой критики. Однако в нем было довольно много статей по естествознанию, что позволяет говорить о вкладе журнала в популяризацию научных знаний. Вопросам естествознания было посвящено 56 статей, причем русским авторам принадлежит 39 статей и 8 небольших заметок, а иностранцам и переводам из них – 9. Такое число статей по естествознанию не было напечатано ни в одном из общих журналов того времени, ни в «Московском телеграфе», ни в «Атенее». В «Телескопе» публиковались М.Г. Павлов (бывший издатель «Атенея»), натурфилософ Д.М. Веланский, профессора Московского университета. Много статей в журнале посвящено работам западных ученых – Эренбергу, Кювье, Одюбону.
«Телескоп» был также одним из первых научных полемических органов, который полемизировал не только с отдельными лицами, но и с различными периодическими изданиями (полемика с известным физиком Ленцем и газетой «Северная пчела» по поводу статей М. Павлова и др.).
В первой половине ХIХ в. научно-популярная журналистика существовала в виде «отделов» частных журналов, статей отдельных ученых. Казенные издания постепенно перестают играть в ней роль, частные же пока не формируют самостоятельного типа научно-популярного журнала, не вносят и изменений в язык и стиль материалов на научные темы: наоборот, он даже усложняется, поскольку господствовавшая философская тематика статей требовала, как казалось авторам, особенной глубины и изощренности в изложении. Немаловажную роль играл и тот круг читателей, на который были рассчитаны эти публикации, – в большинстве своем очень узкий, наиболее образованный. Однако большое значение придается также сообщениям о новейших достижениях науки и техники, утверждается такой жанр, как информационная научная заметка, которая становится непременным членом традиционного отдела «Смесь».
Но научно-популярной литературы в это время издается очень мало. Подлинного расцвета научная популяризация в России достигает лишь во второй половине ХIХ в., особенно в 60-70-х годах. С 40-х годов XIX в. начинают распространяться материалистические философские взгляды Белинского и Герцена. Свое дальнейшее развитие они получили в работах Чернышевского, Добролюбова, Писарева.
В статье «Взгляд на русскую литературу 1846 года», высоко оценивая перевод книги Гумбольдта «Космос», Белинский писал, что «пара научно-популярных статей об этом произведении» дала бы больше пользы широким массам читателей, чем самый хороший перевод.
Образец яркого публицистического суждения о единстве фсф и естествознания – «Письма об изучении природы» Герцена, адресованные русским просветителям. И в последующих своих работах, выступая в качестве популяризатора, Герцен обращался не только к образованной части русского общества, но и ко вступающим на стезю жизни и науки. Его «Беседы с молодыми людьми» (1858) и «Разговор с детьми» (1859) популярно объясняют возникновение Солнечной системы, происхождение религии, критикуют суеверие.
|
23.12.2019; 06:00 просмотров: 642 |