конспект лекций, вопросы к экзамену

Основные этапы развития научно-популярной журналистики в России (XVIII-XIX вв.).

если что, стр. 157 в пособии и далее (кажется)

Развитие научной популяризации в России связано с историей журналистики. У истоков научного познания стоит рукописная книга т.к. до XVIII в.она была единственным носителем естественнонаучных знаний. Книги были дорогими, хранились в официальных учреждениях и были малодоступны.

          Государству требовались грамотные люди, специалисты для развития промышленности, ученые. Отсутствие в стране системы образования препятствовало росту производства. К концу 18 века в России формируется система периодических изданий и появляются первые газеты и журналы. Возникновение и развитие отечественной научной популяризации связано прежде всего с именем Петра I. Для создания культурной среды он формирует широкую сеть образовательных учреждений — общих и специальных. (для подъёма Государства Российского)

Вслед за математической и «навигацкой» школой в Москве открываются артиллерийская, инженерная, хирургическая школы, в Петербурге — морская академия и инженерная школа, 42 цифИрные школы в разных городах.

В Москве в 1703 была организована Академическая гимназия как образцовое государственное учебное заведение для подготовки к научной и общественной деятельности «благородного» юношества. Просуществовала до 1711 г., когда была преобразована в школу изучения иностранных языков. Выпустила около 240 человек. Известные выпускники: (А. П. Бестужев-Рюмин, Г. И. Головкин, В. В. Голицын, И. И. Бутурлин, П. Б. Лефорт, П. П. Шафиров, Л. Блюмментрост и др.)

Для роста науки и образования была развернута широкая издательская программа. В 1708 г. Петр приказал перевести печатание книг с церковнославянского на гражданский шрифт, что намного повысило их доступность для читающей публики. Возникает потребность в естественнонаучном знании. Одно за другим появляются переводные сочинения научно-популярного характера.

В 1710 г. в Москве вышла из печати «География, или Краткое земного круга описание», которая содержала общие сведения о «круге земном и разделении всех частей его». Эта книга представляла собой первый опыт печатного издания научно-популярной литературы в России, который получил дальнейшее развитие в журналах и календарях (месяцесловах) первой половины XVIII в.

 «Книга мирозрения, или Мнение о небесноземных глобусах и их украшениях» Христиана Гюйгенса (переводчик Я. В. Брюс), вышедшая в 1717 г. в Санкт-Петербурге тиражом 600 экземпляров и затем в 1724 г. в Москве. Примечательна тем, что впервые в систематическом виде изложено учение Н. Коперника.

Секретарь Парижской Академии наук Бернар ле Бовье де Фонтенель «Разговоры о множестве миров». Сочинение Фонтенеля представляло собой живой популярный рассказ для читателя, «каким образом сделан мир, на котором мы обитаем, и есть ли другие, подобные ему миры». Перевод книги был подготовлен Антиохом Кантемиром в 1730 г., вышел из печати лишь в 1740 г. 

Всё главное начинается с Академии Наук (28 января 1724 вышел только приказ,а  фактически она открылась только в 1725).

Она предусматривала триединую структуру наук: академия — университет — гимназия.

Петербургская Академия наук не только не отставала от лучших европейских академий и особенно средневековых университетов  но во многом и превосходила их. Она была свободна от средневекового балласта. В ней совсем не была представлена теология. Ее основные силы были устремлены на решение вопросов естествознания. Академия сохранила заложенные Петром принципы подхода к наукам и просветительской деятельности, ибо Петр вменял в обязанность Академии не только научно-исследовательскую работу, но и систематическое чтение академиками публичных лекций, издание учебников, научно-популярных книг и журналов. Он лично принимал участие в редактировании популярных изданий, статей и брошюр, считая просвещение делом каждого образованного человека; боролся за точность, ясность, доступность изложения материала.

Благодаря Академии за короткое время сложился тип естественнонаучной книги для широкого читателя, определилась форма изложения и аппарат, облегчающий усвоение содержания, а также показывающий связь явления с общей историей развития науки.

В 1727 г. Академия наук приняла на себя издание «Ведомостей». Первая русская печатная газета «Ведомости» (1702–1727), созданная Петром I для пропаганды проводимых им в стране преобразований и издававшаяся как официальный правительственный орган, после смерти Петра прекратила свое существование.

 За 25 лет издания газета заложила основы русской журналистики, получившие развитие в «Санкт-Петербургских ведомостях», которые с 1727 г. начали издаваться в Петербурге Академией наук. Поскольку основной состав и руководство Академии наук в начальный период ее существования составляли немецкие ученые, первая академическая газета вышла на немецком языке. Она носила название «StPetersburgische Zeitung». В первый год издания газета была еженедельной. Основным источником информации служили немецкие, французские и голландские газеты.

Со 2 января 1728 г. Академия наук приступила к выпуску газеты «СанктПетербургские ведомости» на русском языке. Газета выходила два раза в неделю по почтовым дням. Ее номера составлялись из материалов о дипломатических отношениях, о новостях жизни королевских дворов Европы, российского двора, о военных конфликтах, о природных катаклизмах. Иногда помещались новости о деятельности Академии наук. Так, в частности, было опубликовано сообщение об открытии Библиотеки Академии наук 26 ноября 1728 г. В газете печатались казенные и частные объявления. Первоначальный ее тираж составлял около 700 экземпляров.

Газета имела приложения: «Примечания к Ведомостям» задумывались чем-то вроде справочного словаря для читателей газеты, которые нуждались в разъяснении непонятных слов и терминов и «Суплемент».

 «Суплемент» выходил нерегулярно; он содержал сведения о научных открытиях и изобретениях, об изменениях условий ввоза и вывоза различных товаров из европейских государств, реляции о коронационных торжествах, церемониях бракосочетания или погребения членов царской фамилии, шествиях и фейерверках по случаям военных побед, а иногда — объявления о выходе в свет новых книг, карт, календарей. Первым редактором «Санкт-Петербургских ведомостей» стал Г. Ф. Миллер.

Журнал «Ежемесячные сочинения, к пользе и увеселению служащие» (1755–1764) был предназначен для широкого круга читателя. По своему характеру «Ежемесячные сочинения» были энциклопедическим изданием: здесь помещались статьи и заметки из разных областей знания. После «Ежемесячных сочинений» Академия наук издает еще два журнала научно-популярного характера: «Академические известия» (1779–1781) и «Новые ежемесячные сочинения» (1786–1796).

Академия наук в XVIII в. становится авторитетным научным центром. Она положила начало типологическому развитию научно-популярной журналистики в России, появились научные издания, газеты, научно-популярные журналы, энциклопедические издания.

Говоря о начальном этапе развития научной популяризации в России, нельзя не отметить вклад в развитие науки и в дело распространения научных знаний Михаила Васильевича Ломоносова (1711–1765). По его инициативе в 1746 г. при Академии наук был открыт публичный лекторий, где на русском языке читались лекции по физике.

Важное значение как для журналистики вообще, так и для научно-популярной журналистики в частности имеет статья Ломоносова «Рассуждения об обязанностях журналистов при изложении произведений, имеющих целью обеспечить свободу научного суждения». Она была написана Ломоносовым в опровержение недобросовестных выпадов журналистов против его научной деятельности и опубликована в 1755 г.

Значительным событием культурно-научной жизни России ХVIII в. стало открытие в 1755 г. Московского университета. С инициативой его создания выступил М. В. Ломоносов, хотя в официальных кругах и царских указах основателем университета был назван граф И. И. Шувалов. При университете было открыто две гимназии: для дворян и для разночинцев. Таким образом, во второй половине XVIII в. ряды интеллигенции пополнились за счет купечества, духовенства, мещанства. Потребность в чтении увеличилась.

В 1780-х годах была проведена реформа школьного образования.

Николай Иванович Новиков (1744–1818) учредил училища, открыл первую в Москве бесплатную общедоступную библиотеку, основал первое в России книгоиздательское предприятие («Общество, старающееся о напечатании книг», 1773–1774).

В 1777 г. Н. И. Новиков предпринял издание критико-библиографического журнала под названием «Санкт-Петербургские ученые ведомости», который выходил еженедельно с марта по август 1777 г. и был призван информировать русскую читающую публику о «напечатанных книгах во всей Европе.

Значительную роль в распространении научных знаний сыграло созданное в 1765 г. «Вольное экономическое общество» — первое в России научное общество, целью которого было распространять науки и знания. В его состав входили такие ученые, как П. Рычков, П. Паллас, Г. Теплов. Общество организовывало публичные лекции, занималось издательской деятельностью. С 1765 по 1798 г. оно издавало «Труды Вольного экономического общества к поощрению в России земледелия и домостроительства». Первые выпуски «Трудов» имели отношение преимущественно к сельскому хозяйству, но позже тематика стала разнообразнее.

Первым провинциальным периодическим изданием в России был журнал «Уединенный пошехонец», выходивший в Ярославле в течение 1786 г. под редакцией В. Д. Санковского. Установка на энциклопедичность содержания, подсказанная практикой столичных журналов, свидетельствует о традициях, которым следовали издатели «Уединенного пошехонца».

В 1763 г. Канцелярией Академии наук был разработан проект создания цензуры для контроля за ввозимыми в Россию книгами.

Таким образом, в ХVIII в. были заложены основы цензурной политики правительства в области печати, которые на разных этапах развития России отражали особенности социально-политической и культурной жизни страны и которые во многом предопределяли формирование системы печати, развитие науки, просвещения и состояние научной популяризации.

Пропаганда научных знаний в России осуществлялась в разных формах: в публичных лекциях, печатных изданиях Академии наук, Московского университета, Вольного экономического общества, других учебных заведений. Становление научно-популярной журналистики шло параллельно существованию других видов литературы: научной, учебной, справочной.

Уже в первой половине XVIII в. появляются специализированные научные и научно-популярные журналы, на страницах которых формируются жанры научно-популярных публикаций, определяются основные принципы отбора и изложения материала, вырабатывается научно-популярный стиль.

 Отличительной особенностью первых научно-популярных изданий являются энциклопедизм и широта охвата научных проблем своего времени.

Опираясь на накопленный в XVIII в. первоначальный опыт популяризации научных знаний, в новых условиях общественно-экономического и культурного развития страны возникает потребность в их практическом применении. Этому способствует и благоприятная общественно-политическая ситуация, сложившаяся в первом десятилетии XIX столетия в связи с подготовкой и проведением реформ Александра I. В 1804 г. был принят Цензурный устав, который впервые сформулировал законы о цензуре и ввел некоторые послабления для печати.  Журналистика откликнулась созданием новых периодических изданий, в том числе экономического характера.

Экономические издания этого времени А.В. Предтеченский (изучавший экономические проблемы и печать первых десятилетий XIXв) делит на две группы:

  1.  «Освещали исключительно практические вопросы экономики» («Записки деяний Вольного экономического общества» (1802–1811)«Санкт-Петербургские коммерческие ведомости» (1802–1810))
  2.  «Разрабатывавшие не только практические, но и теоретические проблемы». («Статистический журнал» (1806–1808))

Наука развивается, усложняется ее система, дифференцируются научные направления, а значит, и формы ее популяризации становятся разнообразнее. Для распространения сведений об отечественных и зарубежных достижениях издавались «записки» многочисленных научных обществ, получивших большое распространение в этот период (Вольного экономического, Минералогического, Горного и др.). Хотя все они в основном носили специальный характер, все же подобные издания были попыткой к более широкому распространению научного знания, обмену научной информацией.

Цензурным уставом 1828 г. не разрешалось писать о политике и о «современных правительственных мерах», что привело к тому, как отмечает В. Г. Березина, что в журналистике второй четверти ХIХ в. преобладали не общественные, а научнолитературные интересы3 . Правительством учреждаются «Ученые записки Московского университета» (1833), «Журнал Министерства народного просвещения» (1834); специальная периодика: «Журнал мануфактур и торговли» (1825–1860), «Журнал путей сообщения» (1826–1917), «Журнал министерства внутренних дел» (1829–1861) и ряд других изданий.

Однако и частные журналы отдают дань вопросам науки.

Отдел «Науки и искусства» занимает центральное место в «Московском телеграфе» (1825–1834) Н. А. Полевого. Издатель стремился к сближению науки с жизнью, печатал обозрения новейших открытий. Основным источником идей «Московского телеграфа» был французский журнал «Revue Encyclopedique» («Энциклопедическое обозрение»). Статьи из него тщательно отбирались и комментировались.

Большего внимания заслуживает журнал Н. И. Надеждина «Телескоп», который (с приложением «Молва») выходил в Москве с 1831 по 1836 г.

«Телескоп» известен как журнал литературный, историко-философский, как орган передовой критики. Однако большое число статей по естествознанию позволяет говорить и о вкладе журнала в популяризацию научных знаний. Количество статей по истории, философии и естествознанию очень значительно: например, вопросам естествознания было посвящено 56 статей, причем русским авторам принадлежит 39 статей и 8 небольших заметок, а иностранцам и переводам из них — 9.

В первой половине ХIХ в. научно-популярная журналистика существовала в виде «отделов» частных журналов, статей отдельных ученых. Подлинного расцвета научная популяризация в России достигает лишь во второй половине ХIХ в., особенно в 60–70-х годах.

Вторая половина ХIХ в. отмечена в истории России стремительным развитием капитализма. После падения крепостного права новый способ производства интенсивно утверждался в промышленности, где мануфактура с громадной быстротой перерастала в фабрику.

 Характерной чертой развития науки в условиях пореформенной России стало сближение научных исследований с практикой, потребностями промышленности и сельского хозяйства, запросами технологии производства.

С распространением научных знаний в широких слоях народа русские демократы связывали развитие общественного прогресса. Писарев считал науку основной движущей силой развития общества, пробуждения и развития самосознания народных масс. Поэтому он такое большое значение придавал ее популяризации.

Писарев формулирует основные принципы популяризации, которые не потеряли значения и до наших дней. Он рассматривает популяризацию как синтез науки и искусства, в котором искусство дает такое могущество науке, которое она не могла бы обрести только своими средствами.  Популяризатор в своем труде, в отличие от ученого должен последовательно вести читателя от одного положения к другому.

Огромное значение Писарев придавал стилю научно-популярной литературы — простоте, ясности и изяществу выражения мысли.

Пробуждение интереса к естественным наукам в 60-е годы ХIХ в. не было случайным. Его подготовили отмена крепостного права, тесно связанная с развитием промышленного капитала, и усиленный рост промышленности, торговли, железнодорожного строительства. Развитие отечественной науки, выход на общественную арену разночинца во многом способствовали этому процессу.

В конце 1850-х — начале 1860-х годов развивается традиционный для русской журналистики тип энциклопедического научно-популярного журнала, и в этом смысле выходивший в Санкт-Петербурге «Общезанимательный вестник» (1857–1858, редактор В. Рюмин) является достаточно характерным изданием конца 50-х годов. «Общезанимательный вестник» имел подзаголовок «Журнал литературы, наук, искусств, промышленности и общежития». Несмотря на то что журнал просуществовал недолго (в 1857 г. вышло 20 номеров, в 1858 г. — 13), он внес заметный вклад в развитие русской научно-популярной журналистики.

В шестидесятые годы произошел резкий перелом в издании естественнонаучной литературы. По данным Министерства народного просвещения в 1860 г. было издано 475 названий беллетристики, 169 — по естественным наукам, 139 — по богословию. С 1862 г. первое место принадлежит популярным сочинениям по естествознанию. С 1864 г. начинается пропаганда теории дарвинизма.

 Пропаганда науки в тот период велась в чрезвычайно неблагоприятных условиях и стоила героических усилий энтузиастам просвещения народа.

В конце ХIХ в. научно-популярная журналистика вступает в период все большей специализации: появляются журналы, популяризующие только отдельные виды наук. 70-е годы открывают период «медицинских общедоступных журналов»: «Здоровье» (позднее «Медицинская библиотека»), «Русская медицина» и ряд других. К этому времени относится и появление первых «журналов природы». В развитии научно-популярной журналистики они сыграли существенную роль. Важным было то, что в популярной форме излагались новейшие данные, наблюдения, открытия, сделанные самими авторами-учеными, часто без предварительной публикации, как это обычно делается, в научном журнале. Таким образом, эти научные данные первым узнавал читатель популярного издания.

В конце века научно-популярное изложение имеет четкое распределение публикаций по темам. Возрастает занимательность изложения, возникает научно-художественный вид научно-популярной литературы и как его разновидность — научная фантастика. Расширяется аудитория. Таким образом, можно сказать, что возникает научно-популярный журнал в современном понимании.

 

23.12.2019; 06:00
просмотров: 3802