Фигуры: градация, инверсия, асиндетон, полисиндетон, риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение; эллипс, анаколуф, их художественные функции в произведении
1. ГРАДА́ЦИЯ (лат. gradatio — постепенное возвышение) — стилистическая фигура, заключающаяся в постепенном нагнетании или, наоборот, ослаблении эмоционально-смыслового значения слов.
Не думай бежать!
Это я вызвал.
Найду.
Догоню.
Доконаю.
Замучу! (В.,В.Маяковский)
2. ИНВЕ́РСИЯ (лат. inversio — перестановка, переворачивание) — расположение слов в предложении или в фразе в ином порядке, чем это установлено правилами грамматики; при удачной И. с. резко меняющаяся интонация придает стиху большую выразительность.
(пример:)
И долго милой Мариулы
Я имя нежное твердил.
(А. Пушкин)
Прозаическая структура этой фразы была бы такой: «И я долго твердил нежное имя милой Мариулы».
3. АСИ́НДЕТОН (или Бессоюзие) (греч. ἀσύνδετον — несвязанное) — стилистический прием, при котором отсутствуют (опущены) союзы, соединяющие во фразах слова и предложения, вследствие чего речь приобретает большую сжатость, компактность. А. противоположно многосоюзию (полисиндетону).
(пример:)
Швед, русский колет, рубит, режет,
Бой барабанный, клики, скрежет.
(А. Пушкин)
4. ПОЛИСИ́НДЕТОН (или Многосоюзие) (греч. πολυσύνδετον) — такое построение фразы, при котором все или почти все однородные члены предложения связаны между собой одним и тем же союзом, в то время как обычно в этом случае соединяются лишь два последних однородных члена предложения. При помощи М. подчеркиваются целеустремленность и единство перечисляемого.
(пример:)
Ох! Лето красное! любил бы я тебя,
Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи...
(А. Пушкин)
5. РИТОРИ́ЧЕСКИЕ ФИГУ́РЫ (от греч. ῥήτωρ — оратор) — термин старой русской поэтики (риторики) — стилистические обороты, цель которых состоит в усилении выразительности речи. В прошлом риторика была наукой ораторского искусства, она возникла в Древней Греции (школа Пифагора). В России правила литературной стилистики в широком ее понимании были описаны в «Риторике» М. Ломоносова, который считал употребление Р. ф. признаком высокого стиля. К Р. ф. относились такие стилистические явления, как антитеза, гипербола, обращение, восклицание, астеизм, градация, прозопопея, ирония, уподобление, умолчание и пр.
В настоящее время название Р. ф. сохранилось лишь за тремя явлениями стиля, относящимися к интонации:
— Риторический вопрос, не требующий ответа, но имеющий лирико-эмоциональное значение. (Используется для того, чтобы сосредоточить внимание читателя на той или иной проблеме) :
(пример:)
Куда ты скачешь, гордый конь,
И где опустишь ты копыта?
(А. Пушкин)
— Риторическое восклицание, играющее ту же роль усиления эмоционального восприятия:
(пример:)
Какое лето, что за лето!
Да это просто колдовство.
(Ф. Тютчев)
— Риторическое обращение, рассчитанное на тот же эффект, в особенности в случаях, когда вопросительная интонация сочетается с восклицательной; эта форма Р. ф. наиболее часто встречается в поэзии:
(пример:)
Я теперь скупее стал в желаньях,
Жизнь моя, иль ты приснилась мне?
(С. Есенин)
6. Э́ЛЛИПС (греч. ἔλλειψις — выпадение, опущение), — лингвистический термин, пропуск во фразе какого-либо слова, легко подразумевающегося. Э. — явление, широко распространенное в бытовой и поэтической речи.
Носит экспрессивный, эмоциональный характер.
(пример:)
Не тут-то: море не горит.
(\было)
(И. Крылов)
7. АНАКОЛУ́Ф (от греч. ἀνακόλουθος — непоследовательный, несогласный) — синтаксическая несогласованность членов предложения, не замеченная автором или допущенная умышленно для придания фразе характерной остроты (например, в бытовой речи или в речи взволнованного человека).
(пример:)
Усердно помолившись богу,
Лицею прокричав ура,
Простите, братцы, мне в дорогу,
А вам в постель уже пора.
(А. Пушкин)
Здесь между первым и вторым двустишием пропущены слова («я говорю»), второе двустишие не взято в кавычки, как прямая речь.
|
24.12.2019; 06:00 просмотров: 1526 |