конспект лекций, вопросы к экзамену

Общее понятие ритма стиха и ритма прозы

Художественная речь в отличие от коммуникативной обладает ритмом.

Ритм прозы не всегда основан на метре, но его все равно можно почувствовать. Он создается за счет синтаксиса (в поэзии ритм ломает синтаксис), пунктуации. Понятие о ритме прозы возникло в 20 веке и связано с именами Шенгелли, Гиршмана, Энгельгардта.

Единицами ритма в прозе является синтагма (смысловой и синтаксический отрезок речи 7-8 слов), а в поэзии стопа.

В 18 веке Николев выдвинул предположение, что если прозу разделить на знаки препинания, то получится ямб, хорей или любой другой род метричексого стихотворства.

Ритм прозы подразумевает под собой наличие метра, например, произведение А.Белого "Петербург" написано размером.

Однако Е.В.Волкова дала иное определение ритма прозы - это упорядоченность + неупорядоченность, и совсем необязательно метр.

А Гиршман давал такое определение. Ритм прозы - это организованность речевого движения, которая опирается на периодическую повторяемость отдельных элементов.

21.12.2019; 20:59
просмотров: 519