Описательные элементы текста: пейзаж, портрет, интерьер
1) Пейзаж – фрагмент, представляющий собой описание природы.
Может передавать авторские мысли, колорит, философскую мысль, характеризовать героя.
- В древнерусской литературе (пейзаж) – природа олицетворяется.
- В классицизме – это фон, играющий декоративную или аллегорическую роль.
- В сентиментализме – уходит на второй план, а на первый план выходит человек, чьи переживания оттеняет природа. Она противопоставляется цивилизации. Пасторальные пейзажи – изображают человека на лоне природы.
- В романтизме – яркие, первозданные картины девственной природы, куда не попадал человек (бушующая, экзотическая природа).
- В реализме – разнообразный, сложный, урбанистический («Преступление и наказание»), натуралистический пейзаж (вторжение человека в природу).
Для пейзажа характерна полефункциональность:
- Пейзаж обозначает время и место действия (время года, суток и др.)
- Сюжетная мотивировка – природные явления могут вторгаться в событийную часть (препятствует герою или побуждает его к действию).
- Психологическая значимость (раскрывает характер героя).
- Форма присутствия автора.
Вот как описывает окрестности Москвы Н. М. Карамзин в "Бедной Лизе":
"Но всего приятнее для меня то место, на котором возвышаются мрачные готические башни Си... нова монастыря. Стоя на сей горе, видишь на правой стороне почти всю Москву, сию ужасную громаду домов и церквей, которая представляется глазам
в образе величественного амфитеатра".
2) Портрет – изображение наружности человека: черт лица, поз, мимики, фигуры, жестов, одежды как одной из средств характеристика персонажа.
- Общий портрет – об эпохе, времени, месте действия. Функция: характерологическая – портрет характеризует время и место действия.
- Частный – говорит о персонаже. Функция: зрительная – помогает представить внешность героя, его психологическое состояние.
Через портрет автор может показывать собственное отношение к герою (но по портрету не всегда можно понять, что через него хотел сказать автор).
Историческое развитие портрета.
На разных этапах литературного развития, в различных его моментах портрет отличается степенью своей типичности.
- Портрет в фольклоре – устойчивые выражения для описания героев (Красная девица, добрый молодец, белы рученьки, конь вороной)
- В средневековье – типичность немного расширяется.
- В 18 веке (сентиментализм) – отход от типизации. Портрет показывает внешность персонажа (внутренний мир=внешности)
- В романтизме – контраст (пример: Квазимодо - центральный персонаж романа В.Гюго «Собор Парижской богоматери»), т.е. отвратительная внешность, гармоничный внутренний мир (внутренний конфликт).
- В реализме – самый сложный. Автор через художественную деталь, мелкие черты передает портрет персонажа (все богатство того, что существует в человеке).
Например, в портрете гоголевского Акакия Акакиевича главной чертой оказывается совершенная безликость, всеми способами подчеркнутая писателем : «Сколько не переменялось директоров и всяких начальников, его видели все на одном и том же месте, в том же положении, в той же самой должности, тем же чиновником для письма, так что потом уверились, что он, видно, так и родился на свет уже совершенно готовым, в вицмундире и с лысиной на голове.»
3) Интерьер – социальные характеристики персонажа (социальное положение).
Функции интерьера:
- Культурологическая – заключается в том, что интерьер показывает своеобразие уклада жизни героя.
- Характеризует героя и его жизнь.
- Может строить или разрушить стереотипные характеристики.
В «Преступлении и наказании» (1866) Ф.М.Достоевского мы попадаем в совершенно нищенские обиталища — проходная комната, где живут Мармеладовы, или каморка Раскольникова, похожая на шкаф и на гроб, или нелепая комната Сони с острым и тупым углами. Иногда детали интерьера приобретают особо важную роль, вплоть до символической.
|
24.12.2019; 06:00 просмотров: 930 |