Несобственно прямая речь, диалоги, монологи, лирические отступления автора в худ. произведении
1) Несобственно–прямая речь – речь героя, переданная словами автора. Фрагмент текста, представляющий собой речь автора, переходящую в речь героя.
В негодовании ревнивом
Поэт конца мазурки ждет
И в котильон ее зовет. Ей нельзя. Нельзя? Но что же?
Да Ольга слово уж дала Онегину. О боже, боже!... ("Евгений Онегин", А.С. Пушкин)
Функция: помогает понять отношение автора к герою.
2) Монолог - речь одного из литературных героев, обращенная либо к себе, либо к окружающим, либо к публике, обособленная от реплик других героев, имеющая самостоятельное значение.
Функции монолога:
- Повествовательная или событийная, от лица героя рассказываются важные события
- Даёт развёрнутую психологическую характеристику персонажа
Монологи бывают обращёнными и уединёнными.
3) Диалог - обмен репликами, разговор между двумя или более персонажами.
Функции диалога:
- Раскрытие характеров персонажей во взаимоотношениях
- Комическая
Виды диалогов
- Ритуально – строгие
- Этикетно – упорядоченные
- Свободные
- Обращённые
- Уединённые
ЛИРИ́ЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕ́НИЕ — авторская речь в эпич. или лиро-эпич. произведении, в непосредственной форме выражающая отношение автора к изображаемому. Л. о. относится к внесюжетным элементам. Оно возникает обычно как эмоциональная беседа автора с читателем. Посредством Л. о. в произв. вводится образ автора-повествователя, возвышающегося над изображаемым, порой творящего над ним суд. Л. о. «прорывают» плоскость изображаемого и вводят читателя в мир авторского идеала. Л. о. характерны для романа и повести в стихах, где самая условность стихотв. формы и эмоциональные возможности поэтич. речи делают Л. о. весьма органичными («Евгений Онегин» А. С. Пушкина). Л. о. отличают от лит.-полемич., философ., публицистич. отступлений (напр., историко-философ. рассуждения в «Войне и мире» Л. Н. Толстого, разговоры с «проницательным читателем» в романе Н. Г. Чернышевского «Что делать?»), в к-рых автор высказывает свои взгляды скорее в логической, чем в эмоциональной форме. Однако это разграничение условно, т. к. в оценочном голосе автора-художника отвлеченно-логич. элемент неизбежно сочетается с элементом лирич. внушения. В прозе конца 19 в., тяготевшей к максимальной объективизации изображения, Л. о. как композиц. элемент использовались редко. В прозе А. П. Чехова лирич. излияние не выносится за пределы сюжета или действия, а как бы сливается с размышлениями персонажа или с описанием, создавая определенное двухголосие.
|
24.12.2019; 06:00 просмотров: 1081 |