Научное понятие и художественный образ
Художественный образ (в широком смысле) – это категория эстетики, присущая только искусству, способ освоения и преобразования действительности.
Художественный образ (в узком смысле) – это любое явление, творчески воссозданное в художественном произведении.
При всём этом художественный образ не только отражает, но, прежде всего, обобщает действительность, раскрывает в единичном целое, вечное. Специфика художественного образа определяется не только тем, что он осмысливает действительность, но и тем, что создает новый, вымышленный мир. Автор стремится отобрать такие явления и так изобразить их, чтобы выразить свое представление о жизни, свое понимание её тенденций и закономерностей.
Примечание: художественный образ не равен персонажу и имеет два компонента (предметный и смысловой/сказанное и действительное).
Особенности:
- сочетание в нем живой конкретности, богатства индивидуальных черт и свойств, определяющих силу его эмоционального воздействия на читателей, зрителей, слушателей, и в то же время идейную и познавательную значимость;
- в изображаемых художником/автором предметах и лицах раскрываются лишь те черты и свойства, которые характерны для них в определенном жизненном контексте;
- способность вызывать у читателей различные ассоциации, подчас целый их поток;
- так как материал литературного произведения не вещественная субстанция, то словесный образ менее нагляден, чем пластический;
- словесный образ воспринимается последовательно, он динамичен, диалектичен, показан в развитии; динамика в эпосе и драме (есть развитие действия) отлична от динамики лирики (нет развития событий).
Разновидности и классификация художественных образов:
1. Так как в образе выделяют два основных компонента: предметный и смысловой (сказанное и подразумеваемое), то возможны разновидности:
А) предметность образа разделяется на ряд слоев, проступающих один в другом, как большое сквозь малое: образы-детали, фабульный образный слой, образы характеров и обстоятельств, образы судьбы и мира;
Б) по смысловой общности образы делятся на индивидуальные и типические, объективные и субъективные, вымышленные и достоверные, образы-мотивы, архетипы;
В) по структуре, т.е. соотношению двух своих планов, предметного и смыслового, явленного и подразумеваемого, образы делятся на автологические ("самозначимые", в которых оба плана совпадают), металогические (в которых явленное отличается от подразумеваемого; сюда относятся все образы-тропы), аллегорические и символические (в которых подразумеваемое не отличается принципиально от явленного, но превосходит его степенью своей всеобщности, отвлеченности).
2. Классическое, барочное, романтическое и реалистическое - четыре основных предела, между которыми развиваются образность в искусстве нового времени, отсюда классические, барочные, романтические и реалистические образы.
3. Возможности изображения жизни, обусловленные его словесными средствами, осуществляются в литературных произведениях различными способами: эпическим, лирическим и драматическим, отсюда лирические, эпические и драматические образы. Эпический способ основан на изображении писателем внешнего по отношению к нему мира. Лирический — на непосредственном выражении поэтических переживаний, вызванных теми или иными явлениями действительности. Наконец, драматический способ сочетает возможности первых двух, предполагая непосредственное лирическое выявление самых различных по характерам действующих лиц, которые участвуют в пьесе.
4. Типология образов людей (персонажи), природы (пейзаж), обстановки (интерьер), животных;
Наука пользуется понятиями. Научное понятие не содержит вымысла, индивидуального начала, оно конкретно и является результатом анализа действительности. В отличие от научного понятия художественный образ раскрывает общее в единичном.
|
24.12.2019; 06:00 просмотров: 888 |