Поэтический мир Е.А. Баратынского
(конспект статьи С.Г. Бочарова «Обречён борьбе верховной…» (лирический мир Баратынского))
Б. - Баратынский
1. В стихотворении «Муза» (1829) образ Музы дан через отрицания (не, ни, нет). В стихотворении «Запустение (1834) Б. использует слова «несрочная» - вечная, «безвеселье». Б. создаёт новые слова, чтобы высказать ими свой смысл и выразить свой мир. «Не» Баратынского заостряют его философскую поэзию. В этих словах важна их отрешающая, отъединяющая направленность от всем знакомого «света» (совр. общество и вообще человеческая жизнь в её обычных проявлениях). От этого общего выражения отъединяется мир поэта. Портрет Музы – автопортрет поэзии Баратынского.
Поэзия Б. имеет «скромное» лицо. По Киреевскому, поэзия Б. «сомкнутая в собственном бытии, но доступная не для всякого». Стихотворение Б. «Мой дар убог и голос мой не громок…» - неклассический «памятник». Здесь нет заслуги, но есть обоснование, которым является само бытие человека – поэта , оно само по себе «любезно» и ценно. Обоснование превращает стихотворение в «памятник». Историческое мышление Б. обширно, но историко – философская поэтическая мысль его разреженно – обобщённа и простирается поверх национально – исторических конкретностей.
2. «Мой дар убог…» и «Муза» созданы в самом конце 1820 – х гг., на повороте творческой судьбы поэта. Для Б. наступала эпоха окончательной зрелости и углубления творчества, в то же время сопровождавшаяся утратой поэтической славы и литературного значения в новую эпоху 30 – х – начала 40 – х гг. Пушкин в 20 – е гг. отзывается о Б. как о равном поэте.
Киреевский и Пушкин фиксируют на пути Баратынского – поэта некое трудное противоречие – между теснотой, «стеснённостью» формы, «круга» его поэзии и её растущими задачами. Формула изменения, совершавшегося в поэзии Б. на рубеже 20 – 30 – х гг.: признанный элегик 20 – х гг. перерождался в поэта мысли. Поэзия Б. перерождается на интенсивном пути – на пути насыщения замкнутой, «тесной» лирической формы «широкой мыслью». Свою позднюю поэзию поэт назовёт в одном из своих поздних стихотворений («На посев леса» 1842) поэзией «таинственных скорбей».
Ситуация несовпадения, разминовения, разобщения чувств во времени – основная в поэзии Баратынского. Это движение раз – во времени - основное сюжетное и смысловое движение. Классическая для Б. – формула неполноты чувства и состояния его расщеплённости и разложенности таинственными законными человеческого общения и порождаемой этим рефлексией.
Вместе с Пушкиным Б. открыл в поэзии тему безверия «нашего века». Поэт пытается противопоставить силе времени популярную философию мгновения, традиционный эпикуреизм. Эпикурейские и эротические мотивы, столь заметные у раннего Б. составили ему репутацию «певца Пиров» и модного эротического поэта.
«Смерть» (1828) – философская аллегория. Она полемична: за торжественным гимном смерти таится тревожный образ неуспокоенной жизни. Тревожный образ мира - образ мира поэзии Б. «Смерть» и « Последняя смерть» - это разные образы смерти. Человеческая судьба - это в оде «Смерть» космическая судьба, она включена в космический круговорот. Но последняя смерть – это именно смерть на земле человека.
3. Проблема теодицеи составляет сквозную тему у Б., отливаясь в формулу оправдания Промысла. В «Вере и неверии» творец мира должен оправдаться перед умом и сердцем человека, ибо он заподозрен в неправости и неблагости.
Эстетическая теория Б. изложена им в предисловии к поэме «Наложница. Тема двух главных поэм Б. «Бал» и «Наложница» - возрождение падшей души. Героиня «Бала» и герой «Наложницы» из состояния «омраченья» страстями возрождаются к настоящей любви. В виде романтических поэм Б. создал своего рода мистерии падения и возрождения, борьбы мрака страстей и света любви в душе человека. В статье о «Бале» Пушкин отметил характер Нины как «совершенно новый». Открытие для рус. литературы в поэмах Б. – свободный женский характер – свободный на фоне традиционного сложного подчинения. Женщина Б. (Нина) вызывающе эмансипирована. В предисловии к поэме «Наложница» автор пользуется теологическими аргументами, ссылаясь на Провидение. В эстетической теории Б. с теологическими аргументами парадоксально соединяются положения как бы позитивистские.
4. «Новая поэзия» должна быть «поэзией веры». Тема поэта рождает в его языке отмеченные, лейтмотивные слова. У Б. в 30 –е гг. такое слово – отзыв. «Ухо мира» - резкая метафора, используемая Б. Мир видится Б. существом, внимающим человеку либо глухим к нему. До вселенской метафоры укрупняется драма человеческого общения. Ключевым является мотив «отзыва» в стихотворении «Рифма» (1840).
5. Два стихотворения 1831 – 1832 гг. выделяются исследователями как наиболее обоснованные руководящей философией («шеллингианские») – «В дни безграничных увлечений» и «На смерть Гёте». Их отличают несвойственные Б. программность и философский оптимизм. Можно сказать, что это у Б. «поэзия веры».
6. Последняя книга Б. – «Сумерки». Драматизация лирического мира поэта составляет структуру «Сумерек». Её признаки: преобладание объективных лирических форм, сюжетных стихотворений – притч, построенных на широком сопоставлении современности и утопической древности, почти полное устранение лирического «я». Поэзия, мысль, «живая вера» три силы, образующие конфликтную философскую ситуацию «Сумерек». Мысль и поэзия, мысль в поэзии – ведущая тема в лирическом сюжете «Сумерек»
7. Стихотворение «Пироскаф» - последнее и оно отлично своим тоном от всей поэзии Б. Это единственное беспримесно – бодрое, уверенно устремлённое в будущее стихотворение.
|
25.12.2019; 18:00 просмотров: 640 |