конспект лекций, вопросы к экзамену

Былины киевского цикла. Основные образы, сюжеты. Поэтика жанра.

Во второй период своей истории разрозненно существовавшие до той поры эпические песни получили могучий толчок к объединению. Это явление именуется циклизацией. Под ней подразумевается объединение сюжетов вокруг отдельных персонажей, мест действия. Процесс такого изменения былин имел почвой развитие исторического сознания у народа в условиях возникшего Киевского государства. 

Мысль об этническом единстве русского народа глубоко осознанная перед лицом постоянной угрозы внешнего нападения внесла в общественное сознание народа высокозначимую концепцию великой Киевской державы и Киева как «матери городов русских». Певцы запели о Киеве и Киевской державе как средоточий киевской славы. Время княжения Владимира стало песенно-эпическим временем в былинах. Редко из возникавших позднее 11 века былина не говорила о Владимире. Произошло это потому, что княжение Владимира – как это выяснено историками – было временем расцвета ранней государственности. При великом киевском князе Владимире Святославиче Русь утвердилась в границах, обозначенных внутренними походами воинственных отца и деда Владимира. 

Былины о Добрыне. Добрыня Никитич – главный богатырь эпоса времени, предшествующего появлению в былинах Ильи Муромца. Добрыня вошел в сознание певцов как герой, обладающий всеми доблестями деятеля эпохи борьбы Древней Руси за этническое единство, русскую государственность, и это сразу поставило Добрыню над всеми богатырями песен предшествующего времени. Возвышение Добрыни отчетливо обнаруживают былины о бое Добрыни с Дунаем. При равных с Дунаем силах, при равной доблести, воинском умении и благородстве, высших похвал заслуживает именно Добрыня, так как действует во благо Руси. Служение Руси стало мерой уважения к воину. Добрыня противопоставлен Дунаю и в других случаях. Он даже заменил Дуная в ряде песен. Такова былина «Добрыня и Настасья»

Переосмысление прежних традиций в условиях киевского времени в полной мере выразилось и в былине о столкновении еще не женатого Добрыни с Маринкой («Добрыня и Маринка»), и особенно в былине о Добрыне-змееборце. Давний враг песен эпических героев – змей – уже не в качестве соперника в любви, а как иноземный враг, попытался победить богатыря-Добрыню. Несомненно, сюжет былины о победе Добрыни над змеем вышел из древнейшего сказочного фольклора. 

Былина открывается рассказом о том, как мать велит Добрыне не ездить к Пучай речке, и не купаться в ней, так как река свирепа и сердита. Это типичный запрет для сказок. Естественно Добрыня не слушает мать, он заплывает в реку,где на него нападает змей. Чудом на земле оказывается волшебный греческий колпак, которым Добрыня и отбивается от змея. Договорились они, что Добрыня не ездит больше в змеиные места, а змей на Русь.

Возвращается Добрыня домой и узнает, что змей то летел через Киев, подхватил там молодую Забаву Путятичну, племянницу стольного князя. Добрыня стал собираться в путь за ней. Мать его учит, чтоб когда тот начнет топтать змеенышей, не давал им налипать на коня. Наконец то Добрыня слушает мать.  Трое суток и три часа бился Добрыня со змеем и победил. Кровь змеиная лилась так сильно, что земля не могла ее впитать, пока Добрыня не приказал ей.

Давняя сказочно-мифологическая традиция, говоря о змееборстве, сталкивала героя со змеем, как с обладателем или похитителем женщины. Змей Горыныч в былине о Добрыне также предстает в этой своей роли. Но есть и отличие. В сказках герой вел борьбу с мифическим чудовищем, чтобы создать семью. Добрыня являет собой образ воителя нового типа. Он не борется за устройство семьи. Забава Путятична освобождена не как невеста, Добрыня – борец за спокойствие и нерушимость границ Руси. Сказочный мотив борьбы за женщину становится мотивом борьбы за русскую полонянку. Добрыня прославлен как освободитель русской земли от губительных налетов змея. 

Есть еще одна деталь, говорящая о переосмыслении мифа. Добрыня бьет змея колпаком греческой земли – головным убором паломников и духовных лиц, побывавших в Византии. По мнению Миллера, Пучай-река это Почайна-река, в которой были крещены киевляне. Колпак при этом символизирует силу богатыря-христианина.

В новую эпоху змей стал обобщением врагов, он – олицетворение поганских сил.

Как главный герой эпоса киевской поры, Добрыня выведен во многих былинах.
Добрыня – заботливый сын и любящий супруг. Об этих свойствах Добрыни дает представление былина о сватовстве Владимира к Авпраксии – младшей дочери политовского короля. Добрыня в этой былине – сват и вместе с Дунаем успешно справляется с трудным поручением. Включение в былину обработанного фантазией реального материала характерно для былин, ставших памятью об исторических событиях.
Добрыня был незаменим во всяких важных делах. Он представлял Киев и умело поддерживал связь с другими землями. Такова былина «Добрыня Никитич и Василий Казимирович». В ней Добрыня выступает как посланец и представитель Киевской державы.
Былина «Добрыня и Алеша Попович» рассказывает, как Добрыня сумел восстановить свою семейную честь. Среди былин о Добрыне она едва ли не самая поздняя. 

Конкретность исторического изображения, обретенная эпосом в эпоху Киевского государства, выразилась и в изображении столкновений киевского князя с богатырями. Князь Владимир – воплощение корысти и антикняжества. Такие тенденции выразились в былинах о Сухмане, о Даниле Ловчанине.

К киевскому циклу принадлежат былины о богатыре малолетке Михаиле Даниловиче и его отце Даниле Игнатьевиче,  о Чуриле, о Соловье Будимировиче, об Иване Годиновиче.

Все былины киевского цикла обнаруживают историзм, который обрел новую форму на почве государственности. Слава Киева при князе Владимире, его сыне Ярославе Мудром и правнуке Владимире Всеволодовиче навсегда сохранила в эпосе за стольным городом значение центра и средоточия могущества Руси. Циклизация отразила реальное стремление народа сохранить единство и собрать земли вокруг Киева. Первой обязанностью богатырей стала служба. Однако главным героем былин певцы не сделали князя. Самым значительным героем стал Добрыня, а в князе отмечали корыстолюбие и деспотизм.

Все развитие эпоса в Киевское время вело к обращению былин в чисто исторический жанр. Но этого не случилось из-за нашествия монголо-татар.

25.12.2019; 18:00
просмотров: 3332