конспект лекций, вопросы к экзамену

Фотожурналистика в системе современных СМИ. Жанры фотожурналистики, взаимодействие слова и изображения на газетной полосе.

Журналистский материал в периодике - это визуальная конструкция, которая может состоять как из текста, так и из комплекса «изображение плюс текст». Читатель воспринимает конструкцию прежде всего визуально. Задача журналистского текста - донесение информации до читателя. По мере развития СМИ их создатели постоянно думали над оптимизацией этого процесса. Создание иллюстрированной периодики – один из первых шагов на этом пути. Иллюстрация – один из способов создания у читателя визуального образа, помогающего зрительно представить событие или облик героя публикации. Появление фотографии дополнило арсенал журналистики мощным документальным инструментом: снято – значит было. Эта способность фото очень быстро продвинула её с позиций иллюстрирования к информированию о происходящем. Текст при этом стал выполнять подчиненную функцию, комментирующую.  Сегодня комплекс «фотоизображение плюс текст» стал широко распространенной разновидностью журналистского текста. Фотография лучше запоминается и привлекает внимание, на привлечение внимания работает комплекс: заголовок-фото-подпись к фото. Например, считается, что у каждой фото должна быть подпись, т.к. читатели всегда их читают, это возможность "завлечь" их + другие возможности, типа языковой игры и добавления других смыслов. И если не ставить подпись, то вы теряете очень много.

Фотография должна соответствовать содержанию полосы, быть профессиональной по качеству оформления, технического исполнения.

Соотношение текста и фото:

  • фото может дополнять текст;
  • текст может быть дополнением к фот;
  • текст и иллюстрация могут дополнять друг друга.

Так возникают 3 функции фото:

  • информативная;
  • иллюстративная;
  • оформительская.

При верстке принято, что количества текста и изображений должны находиться в соотношении 50\50. При нарушении пропорции будет «перегруз».

Снимки могут располагаться:

  • при комплексной вёрстке - рядом, образуя целый блок (фоторепортаж);
  • при раздельной вёрстке, где каждый снимок представляет собой самостоятельный материал, нужно размещать снимки по всей полосе, уравновешивая все её части. Снимок может быть помещён внутрь публикации с выполнением обтекания текстом.

В современной прессе чаще всего востребованы следующие жанры фотожурналистики:

  • Фоторепортаж, новостная фотография – съемка конкретного события в данном месте. Такой снимок показывает то, что было в действительности, поэтому ему противопоказана любая инсценировка.
  • Фотопортрет (индивидуальный и групповой). Нужен не только для показа внешности героев текста, но и для ознакомления с авторами ключевых публикаций. Интервью всегда сопровождается фотопортретом интервьюируемого. Главное для фотографа – лучше узнать человека, передать особенности его характера, темперамент.
  • Фотопейзаж. Характерен для путевых очерков, публикаций на темы экологии.
  • Фотонатюрморт, интерьерная съемка. Изображения новых электронных устройств, модных интерьеров, мебели, автомобилей и проч.
  • Фоторепродукция – копия документа, фрагмент газетной или журнальной публикации. Впрочем, сегодня документы чаще копируют посредством сканера.
  • Фотореклама. Снимки, сделанные по лекалам рекламы, все чаще украшают информационные рубрики, посвященные стилю, культуре.
  • Коллаж – дает художественный образ, символ или является средством сатиры.
  • Фотоочерк. Серия фотографий – минимум 3 снимка, – рассказывающая историю. Фотограф должен уметь рассказать эту историю достаточно увлекательно и ярко, не забывая при этом о деталях, иначе получится довольно общий и скучный ряд разрозненных картинок. Срок работы над фотоочерком – от недели до нескольких недель.
  • Документальная фотография. По сути, это тот же фотоочерк, но уже не заключенный в жесткие временные и редакторские рамки. Работа над некоторыми документальными проектами, такими как исследования немецкого общества Августа Зандера (August Sander), «Индейцы Северной Америки» Эдварда Куртиса (Edward Curtis) длились десятилетиями.

На полосе должно быть:

  • Тексты
  • Заголовки
  • Иллюстрации
  • Комментарии к иллюстрациям

Читатель обращает внимание в след порядке:

  • Иллюстрация
  • Комментарий
  • Заголовок
  • Текст

Лучше отсутствие иллюстрации, чем плохая иллюстрация!

Способы верстки:

1) Комплексный (типа фоторепортажа; используется в основном для иллюстраций с одной тематикой)

2) Раздельный

  • ВСЕГДА выделяется ведущее фото
  • Нужно стараться, чтоб текст посредине был в правильном прямоугольнике
  • Направление и размер снимка:
  • Размещать так, чтобы фото смотрело внутрь полосы
  • Размер лица не меньше 10коп. монеты
  • Каждое фото должно иметь четкий и ясный центр
  • Иметь естественный вид: фото с эмоциями, в движении
  • БЫТЬ К МЕСТУ
  • Решение должно соответствовать важности события
  • Количество, а не качество
  • Один снимок – ведущий (! Фотостраница)
  • Сначала необходимо придумать заголовок
  • Комментарий нужен под каждой иллюстрацией
  • Текста не много и не мало
  • Прямоугольные текстовые блоки
  • Изображение без рамки выглядит неряшливо – прямоугольная рамка!
  • Комментарий располагается ближе к краю страницы
  • Студийные снимки (постановочные):
  • Обозначается в теме текста
  • Не спутаешь с реальным снимком
  • Иллюстрации
  • Абстрактная тематика – картинки
  • Инфорафика – схемы, таблицы,карты, диаграммы

Типичные ошибки:

  • Обрамление (рекомендуют тонкую рамку)
  • Ошибки при использовании зеркального отражения
  • Размещение в овале, ромбе и т.д. – необходим прямоугольник
  • Наклон
  • Наложение одной иллюстрации на другую
  • Наложение текста на иллюстрацию
  • ПРАВИЛО!!! Когда большое изображение, а текст формой L, заголовок  размещается НАД ВСЕМ, сверху по ширине полосы

26.12.2019; 06:00
просмотров: 998