конспект лекций, вопросы к экзамену

Становление реализма в русской литературе 40-х гг. 19 века. Русский физиологический очерк. «Натуральная школа».

Реализм

В широком смысле

Отношение  литературы  к  действительности.  Любое  произведение, независимо  от  направления,  в  той  или  иной  мере  отражает  реальность. Поэтому  можно  говорить  о  реализме  Гомера,  У. Шекспира  и  т.д.  как  о способе  отражения  действительности  в  их  произведениях.  При  этом следует  отличать  реализм  как  метод  от  реализма  как  направления. 

В узком смысле

Направление  в  искусстве  XIX  века,  известен  также  как  критический  реализм

Представители  в  русской  литературе  –  А.С.Пушкин, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, А. П. Чехов; в мировой – О. де Бальзак, Ч. Диккенс, Э. Золя.

Особенности:

верность  действительности  –  определяющий  критерий художественности;

типизация  характеров  и  явлений;

социальная  детерминация  личности  (обусловленность характера  общественной  средой), исследование  причин социальных  явлений;

психологизм;

принципы  народности  и  историзма;

новые  типы  героев:  тип  «маленького  человека» (Девушкин, Башмачкин,  Мармеладов),  тип  «лишнего человека» (Чацкий, Онегин, Печорин, Обломов), тип «нового героя» (нигилист Базаров, герои Н. Г. Чернышевского)

Типология  реализма

В  ходе  развития  искусства  реализм  приобретает  конкретно-исторические  формы  и  творческие  методы

Просветительский реализм

Период – XVII - XVIII вв.

Главный принцип  –  вера  в  разум  человека,  надежда  на  гармонизацию  общества  через  просвещение (будущее  –  «царство Разума»), развитие  творческого  начала  в  человеке.

В  русской  литературе  –  А. Н. Радищев, Д. И. Фонвизин (Недоросль), Г. Р. Державин, 

в  мировой  –  Д. Дефо, Дж. Свифт, Вольтер, И. Гёте.

Критический  реализм

Период – 1840 – 1890-е гг. (формируется в 1830-е годы).

Особенности:

критика  социальных  пороков  общества;

обличительная  направленность  произведений;

воссоздание  жизни  в  её  закономерностях;

изображение  «типических  характеров  в  типических обстоятельствах»

Физиологический очерк— бытовой нравоописательный очерк, получивший широкое распространение в 40-х гг.  в России. Своей целью Ф. о. ставил изображение современного общества, его экономического и социального положения, во всех подробностях быта и нравов. В физиологическом очерке раскрывается жизнь разных, но преимущественно так наз. низших классов этого общества, его типичных представителей, даются их профессионально-бытовые характеристики.

Ф. о. обращал внимание разных общественных групп на положение классов, которые до этого были вне поля зрения широкой лит-ры.

Понятие «натуральная школа» существовало с 1846 г. Белинский заимствовал его у Булгакова. К «натуральной школе» относились писатели после Гоголя: Гончаров, Герцен, Григорович, Некрасов, Достоевский и другие. «Натуральная школа» существовала с 1840 по 1850 гг.

       Н. ш. в том расширенном применении термина, как он употреблялся в 40-х годах, не обозначает единого направления, но является понятием в значительной мере условным. Наиболее общими признаками, на основании которых писатель считался принадлежащим к Н. ш., являлись следующие: общественно-значимая тематика, захватывавшая более широкий круг, чем даже круг социальных наблюдений (зачастую в «низких» слоях общества), критическое отношение к социальной действительности, реализм художественного выражения, боровшийся против прикрашивания действительности, самоцельного эстетства, романтической риторики.

Пример физиол очерка: Григорович "петербургские шарманщики" ( шарманщик зарабатывает копейки, чтобы прокормить семью. За спиной шарманка, а рядом собачка или обезьянка. Делятся на итальянских, немецких и русских, на мещан и аристократов. Русский шарм славится беспечностью, не заботится о завтр дне. Публика недовольна, высмеяли власть, денег шарм не дали. При взгляде на него кажется, что это усталый и одинокий человек) 

 

28.12.2019; 08:00
просмотров: 52