конспект лекций, вопросы к экзамену

Герман Гессе и его литературный путь

Герман Гессе (1877-1962)

Путь непростой в литературе, многоэтапный. Он прошел почти через все возможные варианты эстетического позиционирования. И через неоромантизм, и через неотрадиционализм. В 1904 году Гессе уже может считаться сложившимся писателем, правда на тот момент он скорее мог считаться писателем второго ряда. Именно в этом году он опубликовал ключевое произведение раннего творчества, раннее творчество 1900 годов было в духе почвеннической литературы. Все та же малая родина, все те же духовные ценности. Главный герой начинает как юноша –максималист, отрицающий вес, в итоге приходит к принятию традиционных ценностей. В это время Гессе и собственную жизнь формирует в духе почвенничества, он заводит семью, заводит дом на берегу озера. В это время его позиция связана с критикой людей, расшатывающих традиции: Ницше и Достоевский. Он воспринимает Достоевского как тождественного Ницше, Достоевский идет дальше Ницше. У Достоевского – мистический восточный Христос. Движение к спасению через преступление – это главное в его понимании. В противовес устойчивым категориям европейской культуры, ясности того, что хорошо, что плохо. Статья « Братья Карамазовы и закат Европы» - Достоевский подталкивает закат Европы.

В целом Гессе ранний связан с духом провинцианализма, немецкая доморощенность. Наивность, перед нами очень немецкий типаж доморощенного провинциального мыслителя. Гессе не боится быть наивным. Не боится отстаивать какие-то прописные истины. Гессе связан с швабской немецкой культурой. Именно со Швабией связан и Гегель,  Хайдеггер. Странные, неловкие, несветские, но одновременно люди, берущиеся решать какие-то серьезные вещи.

Но все равно, путь Гессе – это путь неукорененности. Он еще в раннем детстве убежал из дома, вся его жизнь – это жизнь степного волка, бродяги, странника. Почвенничество – это лишь одна из его фаз развития.

В 10-е годы наступает духовный кризис, он связан с контекстом войны. Он не воюет, не подходит по возрасту. Но он пишет антивоенную статью, называет ее по теме 9-й симфонии Бетховена. Он осуждает военную истерию, псевдопатриотизм. По его мысли люди духа должны быть над сиюминутным. Они должны служить не узконациональному, а общечеловеческому. После публикации этой статьи его объявили в Германии предателем. Врагом. Его обвиняют в измене Родине. У него исчезает возможность публиковаться. Он становится изгоем. С этого момента его новой родиной становится Швейцария. Он становится гражданином Швейцарии, мы о нем говорим, как о представителе культуры этой страны.

Эти проблемы продолжаются и в личной жизни, у него умирает отец. Он тяжело это переживает, у него открывается душевная болезнь у жены. Толстовско-достоевский рок обрушивается на его семью. Он остался без дома практически. Наступает тяжелый кризис. Он ищет новых оснований для жизни. Этот кризис станет материалом для его творчества. После этого кризиса Гессе становится писателем мировой величины. Его духовный кризис становится созвучным европейскому кризису. Вся Европа, читающая Гессе, видит связи заката Европы с судьбой автора.

Все творчество Гессе протекает под знаком восточной культуры, индийская, китайская духовность. Он жил в семье протестантских миссионеров, они собирались поехать в Индию, обучали его.  + После кризиса европейской культуры оказались актуальны контексты, связанные с восточными духовными практиками.

Его поиск связан с психоанализом. Ему близок психоанализ Юнга. Он лечится у юнгианца. 

Но здесь  есть именно практики формирования собственного духовного мира. Здесь нет отвлеченных описаний реальности. 

Повесть, опубликованная под псевдонимом и Гессе не узнали, его приняли за молодого писателя, который только пробует себя в литературе. Увидели искорку таланта. Резко меняется сама стилистика Гессе, перед нами другой писатель.

Сборник эссе «Взгляд в хаос» 1920 год. Здесь есть работы и докризисные, эссе заглавное – «Взгляд в хаос», он принимает необходимость вглядываться в хаос, потому что старое добро и зло потеряли силу. Перед текущим временем встала задача формировать ценности заново. И выработать их можно как раз в хаосе, хаос порождает новые ценности.  Возвращаться к хаосу для того, чтобы вновь сориентироваться. Идеи Ницше, Достоевского, Юнга. Индивидуация – формирование личности человека, в определенный момент заканчивается детское состояние, формируется личность. Для того, чтобы это случилось. Нужно. Чтобы он разобрался с собственным бессознательным. Нужно пройти через хаос собственного бессознательного.

В 1927 году Гессе публикует роман «Степной волк». Этот роман связан с ситуацией кризиса. Отражает неоромантический этап развития Гессе. Опора на хаос как на родящее явление. Он видит сущность реальности во тьме. Роман выражает не кризис, а его преодоление. Но тем не менее он отражает атмосферу всей Европы. В личном моделируется общеевропейское. Контекст Шпенглера «Закат Европы».  Разные культуры подобны личности, именно поэтому они проживают определенные циклы своего существования.  Поэтому нет никаких оснований считать любую культуру бессмертной. Та же судьба  у европейской культуры.

Путь, который видится Гессе реализован в образе. В структуре главного героя романа. Речь идет об обретении ценностей, об индивидуации. Гессе на этот период 50 лет! Герою столько же лет. Сколько писателю. Важно совпадение инициалов героя и автора. Указание на автобиографический контекст.  Так вот, этот роман 50-ти летнего писателя станет культом молодежного движения хиппи и других. Дело в том, какие именно вопросы решает герой: вопросы поиска себя  в мире. Важен контекст и возраста героя, он решает вопросы, которые должны были быть разрешены в молодом возрасте.

Модель спасения. Главный герой – это солнечный герой, который оказался на темной стороне мира. Для того, чтобы выйти к свету, ему нужно пройти через тьму насквозь. И, как это ни страшно, нужно идти в тьму и хаос. Он не хочет сначала этого делать, его притягивает буржуазный мир старой культуры с его уютом и теплом. Но на протяжении романа он должен понять, что надо уйти. Старый мир уже в  прошлом. Страной тьмы и хаоса становится его бессознательное, глубины его собственной души. Роман строится как дневник героя, основная часть – исповедальные записки самого героя. Это внутренняя история, которая выстроена специфично, в том числе с элементами фантастики. Эта внутренняя история дополняется в структуре романа предисловием от вымышленного издателя. В том, что говорится от лица издателя – это все. Что будет потом расписано изнутри. Последующие записки самого героя – это то же самое, только изнутри. Самое существенное нельзя было увидеть. Правда есть восполнение и с внешней точки зрения. Уход героя в конце – самоубийство.

Незнакомцы дают герою трактат, написанный лично о нем, он видит таинственные буквы, магический театр – уход в магический театр, это и есть уход в хаос. Это фантастика, которая уместна здесь с учетом задачи символического усвоения. Юнг предлагает осваивать именно символически духовный опыт.

Особенности системы персонажей:

Герои несамостоятельные личности,  двойники, буквальные.  Герои – скопища лиц, ряды олицетворений. Существует некое единство, некое сверхлицо, в котором есть намек на истину. При помощи других людей мир ведет диалог с людьми. Сам герой тоже одно из олицетворений некого сверхлица. Герой должен убедиться в миражном характере нашего маленького человеческого «Я». Это восточная модель сверхъя,  за которым скрывается наше маленькое я.

Мы видим и привычную нам постромантическую модель двойничества. Когда в герое встречается и человеческое, и волчье. Герою кажется, что он чужой в мире людей.

Работает в двойничестве еще и юнгианство. Юнгианская модель: принцип корреляции противоположностей: .у Гессе у героя всегда есть пара, которая его дополняет. Уникальная вариация – даже автобиографические черты реализуются не в одном герое, а в нескольких. Рядом с главным героем есть Гермина, которая становится его проводником в мир магического театра. Ее имя согласуется с именем Гермеса, который проводником в мир мертвых, хранитель тайн.  Имя Гермина является женским вариантом имени самого автора, Германа. Сильная связь между автором и героем, одинаковы возраст, место жизни, душевнобольная жена, инициалы. Героем автор решает собственные проблемы. Нет  дистанции.  К романтическому контексту восходит и сам типаж героя, перед нами фактически роман о художнике.  Перед нами гений, незаурядная личность, которая не может раствориться в толпе. Такой герой снова появляется для решения задачи выработки ценностей. Рядовой человек не может этого сделать, поэтому нужна выдающаяся личность.

Трактат о степном волке, который читает герой, посвящен теме бюргерства.  Бюргерство должно быть преодолено. Бюргер – компромисс, потому что он не рискует совершать ни настоящее добро, ни настоящее зло. Для того, чтобы избежать забот.

Но это решение не окончательное! Это решение не остается без необходимости дальнейшего движения.  Главный герой в магическом театре попадает в мир бессмертных, он преодолевает земное, но мир бессмертных подчеркнуто показан холодным, бесчеловечным.  Это нужно, чтобы оторваться от слишком земного. Но это не конец. Поэтому роман «Игра в бисер» будет посвящен возвращению в контекст человеческого.

Сам автор совсем не отрицает бюргерство, сам автор считает это альтернативой. Высокое должно быт связано с земным. Проза и поэзия должны быть скоординированы.

Гессе в романе предлагает некий универсальный язык.  Очень важна категория юмора, принцип игры. Традиционная модель комического: комическое  предполагает, что сущность героя не связывается с его социальным, интеллектуальным положением, с его внешним положением. Все плохое, что случается со мной внешним меня не затрагивает, это смешно, к этому можно относиться с юмором.  Мир Гессе строится на этом принципе. Мир масочный, то, что я есть сегодня – это маска. Сущность не в ней. Здесь тоже спор с европейской концепцией человека: нужно понять, что маленькое я – это всего лишь часть, к нему нужно относиться играючи. Нужно идти вперед, не зацикливаясь.

Гессе резко относился к тому, что из его романа выводили философию. Эти идеи – это только оболочка сегодняшнего дня, завтра могут быть другие идеи. Буддизм – форма отстранения от себя.

«Игра в бисер»

Гессе писал этот роман почти 10 лет.  Опубликован в 1943 году. Роман опубликован во время войны, который посвящен духовному миру. Такое несоответствие объяснило непростую судьбу этого романа.  Остановки для размышлений не хватает духовному миру. Духовная утопия Гессе – это ответ на время. Только так можно избежать страшного мира.  Духовная жизнь нужна для того, чтобы мир не разрушался. Духовное насущно, потому что только благодаря существованию духа реальное обретает устойчивость.

В провинции люди не заботятся о духовных вопросах. Повествователь – представитель этого мира, объясняет сущность этого мира на фоне 20-го столетия. Человечество однажды уяснила, что духовная деятельность является обязательным элементом жизни. Духовное действует и на прагматику. В этой провинции наступило время стабильности культур. Соотнесенность с Элиотом. Поздний Гессе близок к идеям неотрадиционализма. 

Люди духа спасают мир от хаоса, от разрушения. 20-е столетие – люди духа отказались сами от своей миссии, во имя рыночных отношений, для материального удобства. Духовное превратилось в объект продажи. Фельетон – развлекательный роман здесь.

Главный герой – одаренный ребенок, который проходит свою жизнь в связи с духовной деятельностью. Общий тон романа вовсе не позитивный. Перед нами не утопия, а антиутопия. Критический пафос.  Мир застигнут в момент распада. Люди вновь начали сомневаться в том, что духовная деятельность нужна. Герой, первый дослужившийся до высшего поста, оставил его и ушел насовсем. Он приходит к необходимости двигаться дальше.

Главная проблема  этого кастальского мира – изолированность жителей. Каста – изолированное сообщество. Они высокомерно относятся к остальному миру. Для них характерно отчуждение от исторического, от человеческого. Сущность обострившегося напряжения здесь реализуется в споре двух героев Йозефа Кнехта и Плинио Дезиньори. Плинио выступает в качестве критика кастальсткого мира. Кнехт знакомится с ним, когда ему поручили вступить с ним в публичный диспут. В этом споре рождается их дружба. Сложность взаимодополненность персонажей этих. Кнехт – слуга, служение духу. Дезиньори – из господ. Такого рода корреляция.  Активно используется контекст китайской культуры. Китайский принцип соединения противоположностей – инь-ян. Одно без другого не существует.  Жизнь нуждается в духовном вечном, но и наоборот. А касатлийский мир как раз изолирован. Смысл нуждается в живом воплощении, его истинное существование только в жизни людей. Этому посвящен и эпиграф романа – он вымышленный – труднее всего поверить именно в существование ценностей души, существуют они только за счет того, что какие-то люди в них верят.

Поэтому «Степной волк» - это не последний шаг. Слишком бесчеловчен мир чистой духовности. Необходимость очеловечивания. Кнехт выходит в обычную жизнь, он становится домашним учителем сына своего друга-оппонента Дезиньори. Ценности существуют реально, потому что они существуют в душе конкретного ребенка.

Общая проблематика чистого искусства.  Духовность, оторванная от жизни – это часть без целого.

Для того, чтобы наука существовала как практически ориентированная нужно примериться с существованием бесполезных вещей.

В мире Касталии, который вроде бы посвящен духовному, пребывает негласный запрет на искусство, на творчество, на создание нового. Только сохранен ие, изучение, но не создание. В этот мире была придумана специфическая практика игра в бисер – исполнительское искусство, связанное с выработкой универсального языка, в котором бы можно было собрать воедино все отрасли человеческого искусства.  Это универсальный язык сохранения, обобщения, духовного собирания человеческого опыта.  Кнехт нарушает этот запрет, он пишет стихи. Он пишет в духе медитативной лирики.

Роман заканчивается гибелью героя, но за счет приложения, варианта возможности его судьбы, эта точка его гибели не оказывается окончательной. Студенты Касталии пишут жизнеописания вместо экзаменов.

По сути герой почти не побыл настоящим учителем.  Эта гибель – это отход от проблемы показания результатов обучения. Он показал жертву, традиционный символ. Этим он заменил то, что трудно было реализовать.

Поэтика

Мир Касталии и принцип игры в бисер с одной стороны позитивная программа решения проблем хаотической современности, но основная интонация романа антиутопическая. Сама структура романа организована именно по принципу игры в бисер, даются темы, гармонически соотносятся. Категория полифонического применима к этому роману, но только в смысле более близком к музыке, а не к теории Бахтина.  От человеческого присутствия мы отдаляемся. Кнехт живет как полноценный герой, но мы должны от поисков героя отстраниться, посмотреть на это издалека, посмотреть на созвучия, соединения. Ритмическая выстроенность наблюдается и в историях учителей и учеников и т.д.

Очень важную роль играет архетип жертвы. Первоначально возникает в связи с предшественником Кнехта, магистром музыки. Он воспринимался, как человек, который своего высокого поста, его довели до самоубийства.

Вся жизнь Кнехта реализуется в жертвенности. Наряду с существованием принципа утопии и антиутопии, наряду с музыкальным строением  есть еще один компонент. Его акцентирует и сам повествователь, человек из будущего, повествователь специально оговаривает специфику жизнеописания. «Я не буду строить жизнеописания на основе того, чем мой герой отличался от других, не в этом я вижу гениальность, я буду писать о том, что у него является общим со всеми другими». Именно это лучше всего показывает выдающуюся личность. Это связано с преодолением романтической модели.

Лихачев: неиндивидуальность героя в древнерусской литературе на фоне современной. Это связано с принципиальной установкой средневекового мышления, нужно фиксировать не индивидуальное, а общее. Это соотносится и с этим романом. Для Гессе актуальна идея нового Средневековья. Он сам мыслил себя в этом контексте. 

степной волк.Роман представляет собой записки Гарри Галлера, найденные в комнате, где он жил,и опубликованные племянником хозяйки дома, в котором он снимал комнату. От лица племянника хозяйки написано и предисловие к этим запискам. Там описывается образ жизни Галлера, дается его психологический портрет. Он жил очень тихо и замкнуто, выглядел чужим среди людей, диким и одновременно робким, словом, казался существом из иного мира и называл себя Степным волком,заблудившимся в дебрях цивилизации и мещанства. Сначала рассказчик относится к нему настороженно, даже враждебно, так как чувствует в Галлере очень необычного человека, резко отличающегося от всех окружающих. Со временем настороженность сменяется симпатией,основанной на большом сочувствии к этому страдающему человеку, не сумевшему раскрыть все богатство своих сил в мире, где все основано на подавлении воли личности.

Галлер по натуре книжник, далекий от практических интересов. Он нигде не работает,залеживается в постели, часто встает чуть ли не в полдень и проводит время среди книг. Подавляющее их число составляют сочинения писателей всех времен и народов от Гете до Достоевского. Иногда он рисует акварельными красками, но всегда так или иначе пребывает в своем собственном мире, не желая иметь ничего общего с окружающим мещанством,благополучно пережившим первую мировую войну. Как и сам Галлер, рассказчик тоже называет его Степным волком, забредшим «в города, в стадную жизнь, — никакой другой образ точнее не нарисует этого человека, его робкого одиночества, его дикости, его тревоги, его тоски по родине и его безродности». Герой ощущает в себе две природы — человека и волка, но в отличие от других людей, усмиривших в себе зверя и приученных подчиняться, «человек и волк в нем не уживались и уж подавно не помогали друг другу, а всегда находились в смертельной вражде,и один только изводил другого

26.10.2014; 20:28
просмотров: 3407