конспект лекций, вопросы к экзамену

романы антиутопии. Хаксли "Дивный новый мир". Оруэл "скотный двор", "1984".

Романы антиутопии

Роман «О дивный новый мир» Хаксли

Роман «1984» Оруэлла

Причина бурного роста романа-антиутопии.

  1. Русская антиутопия
  2. Английская антиутопия

Между ними можно указать некоторые различия. Перед нами мир будущего с разной степенью определенности. Как правило это очень отдаленное будущее, все строится с привлечением фантастики. Первая фантастическая повесть – повесть Уэллса «Машина времени». Но если русская антиутопия метафизична, отвлеченна, предметом ее анализа являются крупные категории и проблемы, то английская антиутопия прагматична и конкретна. Детально прописываются детали и технологии, перед нами более практическое размышление о путях развития человечества.

Бурный всплеск антиутопий – исторический опыт в России. А в Англии – общий строй истории в это время – слом эпох, заканчивается Новое время. Это приводит к кризису старых ценностей. Утопии строило только новое время. Критика утопического, критика рационального, критика возможностей человека построения счастливого будущего порождено эпохальным сломом. В этом смысле – антиутопическое общемировое явление.

Само слово утопия придумал англичанин Томас Мор. Закономерно, что англичане подводят итоги утопического.

Хаксли (1894-1963). Роман «О, прекрасный новый мир

Написан в 1932 году. Научная подоплека мира – важнейший посыл – в его мире диктатором не  являются представителем военной власти, полиции. Хаксли размышляет над диктатурой ученых, люди, которые знают досконально человека, наиболее опасны. Поэтому идеи Нового времени о спасительной силе разума несостоятельны. Их власть будет несвергаемой, непреодолимой. Утопия не только не снимет социального неравенства, но может породить неравенство биологическое. У Хаксли люди формируются на определенное место, формируются в пробирках. Вторая сторона – экономическая, его мир – это мир идеального потребления, человек- это винтик в системе производства, это потребитель.  Любовь к природе не нужна обществу потребления, она бесплатна. Нужно, чтобы люди были полностью включены в цикл потребления, чтобы экономика работала безупречно. Перед нами мир абсолютной безликости, массовости. Бог  - Форд. Летоисчисление ведется с момента выпуска первой модели Форд. Этому миру не нужна духовность, не нужна высокая культура, не нужна религия, не нужна даже и наука. Наука связана с поиском и творчеством, она дестабилизирует мир, развитие вредно для гармонии. Перед нами одна из тем конца истории, достижение утопического антиидеала – остановка истории, смерть человечества.

Интересно, что все создатели антиутопий причастны к антиутопическому мышлению. Перед смертью Хаксли напишет роман-утопию на основе восточной философии. Это же мы видим и у Оруэлла, который начинает как коммунист и утопист.

Структурно антиутопия отличается от утопии изменением центра внимания. Утопия социоцентрична, антиутопия всегда антропоцентрично, в центре – всегда диссидент, который откололся от массы счастливого мира будущего. В этом романе это герой – Маркс – выражение унификации этого мира. Предзаданный набор фамилий, нет семьи. Нет любви, запрет на создание стабильных пар, это мир сексуальной свободы, поскольку человек освобожден от каких-либо обязательств. Мать и отец – самые главные ругательства. Формирование пары предполагает выделение самостоятельного мира со своими внутренними интересами. Это недопустимо. Фамилии идеологов – Маркс, Ленин; противоположные – Ротшильд – капитализм, Мальтус – идеолог фашизма. По мысли Хаксли эти лагеря не так уж противостоят и капиталистическое и социалистическое едино по духу, это утопично.
Маркс восстает против этого мира, потому что у него пророждаются элементы индивидуальности, он хочет любви и верности от своего партнера, претендует на общее преподнимание над временем. Попытки поиска собственного пути, такое взросление неприемлемо. Хаксли, критикуя рационализм нового времени пользуется художественными средствами поэтики просветительского романа. Критикуя век это времени, он пользуется средствами этого времени. Примешивание элементов квазинаучного дискурса. Начинается роман с лекции  о строении и происхождении человека. Через эту лекцию мы узнаем о мире.

Это роман идеологический. Это роман-диспут, романа, который строится на изображении разных точек зрения, но у Хаксли нет идеологической тенденции, Хаксли не видит спасительного пути для человечества.  Контекст диспута, который объединяет, а не разделяет точки зрения – это особенность романа. В романе заменяем главный герой. До середины романа – это Маркс. Затем – дикарь Джон, человек, привезенный из индейской резервации. Два полюса существования – природный мир и мир после остановки развития человечества. Первобытный мир – еще одна идеология нового времени, здесь узнаваем руссоизм. Природное тоже не идеально. Сама фигура дикаря, который не понимая условности мира, разоблачает его ложность. Джон нагружается еще одной нагрузкой – он не просто выразитель дикарского мира, он выучился читать по книжке Шекспира, которую мать его нашла на помойке. Хотя это было запрещено. Сама фраза – О дивный новый мир – это цитат из шекспировской «Бури». Шекспировское время – это начало нового времени, ренессансный человек стоит у истоков утопического, у мечтаний о дивном новом мире.

Историософское – эпиграфы взяты из трактата Бердяева «Новое Средневековье».

Джордж Оруэлл (1903-1950).«Скотный двор» и роман «1984» 

астоящее имя – Эрих Артур Гуэр

До начала 30-х годов был коммунистом. Нов  конце 30-х голов он поехал как журналист в Испанию, оттуда он вернулся убежденным антикоммунистом. Повесть «Скотный двор» и роман «1984».

Время написания романа – 1948 году. В этой связи – определенность будущего условна, не очень далекое будущее, но это некое антивремя, перевертыш нашего времени. Этот роман необычен в плане антиутопии. У Оруэлла нет никакого благополучия, нет материальной сытости. Жить стало еще хуже, бедные стали еще беднее, вместо сытость господствует самообман. Люди сами себя уверяют. Хотя все глубоко измучены. Это можно объяснить поздним временем написания романа. Здесь некое обобщение, а не новое. Конкретные ссылки Оруэлла на исторический опыт России и Германии. Утопия – это место, которого нет. И такая материальная невоплощенность возникает в смой глубине утопического. Нематериальный мир. Коллективный солипсизм – существование только этого общества, а все остальное – это иллюзии. Оксюморонное использование этой модели. Все общество живет воображением. Материально удовлетворить человека невозможно, чем больше он насыщается, тем больше ему нужно. Нужно что-то менять в сознании человека, нужно не удовлетворять потребности человека, нужно сделать так, чтобы человек был доволен и без вещей.  Перед нами такое общество. Новая власть хочет не обладания материальными предметами власти, она хочет духовной власти. Идет речь о специалистах по человеку. Техника двоемыслия – упражнение, которое позволяет удержать в сознании одновременно и идеологическую истину и  правду фактов, она на втором месте. Это мир, в котором черное принимается за белое, а белое за черное. Военное министерство называется министерством мира, тайной полиции – министерство любви. Формула этого мира – дважды два – пять (пятилетка в 4 года). Это мир во всех отношениях связан с подавлением чувственного (соотносимо с опытом Германии и СССР). Оруэлл указывает некое отличие новых тоталитарных систем:

  1. Сменился характер власти. Деспотии прошлого свергались рано или поздно, то новая деспотия навсегда, потому что это люди, умеющие манипулировать сознанием.
  2. Изменчивость догмы.  42 год – «Литература и тоталитаризм». Раньше догмы были неизменны, теперь догмы меняются – до 1939 года – СССР и Германия – непримиримые враги, потом – главные друзья, через 2 года – главные враги. Главный герой занимается изменением догм, он работает в министерстве правды. Те, кто раньше был другом партии, могут вдруг стать врагами народа. Главный герой изменяет газеты прошлого, чтобы все соответствовало политической линии. Здесь тоже мы видим общую матрицу антиутопии. В центре – человек бунтующий.

Нам представлено две версии бунта: то, что реализовано в главном герое и до, что реализовано в его возлюбленной Джулии. Джулия бунтует в сфере чувств. Параллель с Замятиным. I – 330. В 1947 году за год до написания романа, Оруэлл написал рецензию на роман Замятина.

Но у Оруэлла бунт в сфере чувственности у Оруэлла он дополняется идеями именно сексуального, вариант бунта Джулии –  дорога, в чем-то двойническая по отношению к утопии. Джулия живет в мире, где сексуальное и чувственное под запретом. Власть как супер-эго подавляет мир желаний. Фрейдистское прочтение. Сама Джулия состоит в молодежной антисексуальной лиге. Непотраченная энергия использует властью для повышения градуса истерической ненависти к врагу. Зажатое чувственное.

Бунт Джулии исходит из основ прямо противоположных этому миру, но по мысли Оруэлла, это не спасительный путь, еще одна утопия. Свой бунт она осуществляет тайно. Такой двойник власти не опасен.

Главный герой пытается бунтовать в сфере духовной. Он заводит дневник, свой индивидуальный мир. Они живут под присмотром телекамер, она находит тайный уголок, где ведет дневник. Кроме того, он сохраняет отрывок старой газеты, из которого раскрывается правда прошлого. Он пытается противопоставить прозаическому миру человеческое. Он пытается сохранить героическое, мир, в котором именно человек несет существенное, в этом мир ценности существуют хотя бы до тех пор, пока один человек их несет. Но противостояние главного героя безнадежно, все равно победит прозаический мир. Он последний человек, у него нет продолжателей. Закончилась человечность. Возможно, дело в том, что он сам не дотягивает до статуса героя, он подчинен искушению массового сознания, сначала он ищет партию альтернативную правящей партии. Мрачный мир Оруэлла – палачи растаптывают внутреннее противостояние героев. Не только физическое подчинение, но и духовное, их заставили полюбить Большого Брата. 

26.10.2014; 20:35
просмотров: 3236