конспект лекций, вопросы к экзамену

21Творческий путь М.Е Салтыкова-Щедрина (1826-1889)

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (наст. фамилия Салтыков) родился в семье богатых помещиков (отец-дворянин, мать-из купеческой семьи) в Тверской губернии в селе Спас-Угол.  С детских лет стал свидетелем страшных картин крепостнического произвола, что оказало определенное влияние на формирование его взглядов. Возможно, поэтому так плохо отзывался о своих детских годах и не любил о них вспоминать. В 1836 году поступил в Дворянский институт, а через 2 года, в 1938, за успехи в учении его переводят в Царскосельский лицей, который, по его словам, многое ему дал. Там за ним закрепилось прозвище «наш Пушкин», там же начинаются первые пробы пера. В марте 1841 года в журнале «Библиотека для чтения» было опубликовано его стихотворение «Лира». Первые поэтические произведения носили ученический характер. В 1844 году он закончил лицей. Поначалу служил в канцелярии, затем стал рецензентов журнала «Современник» (редактор- Некрасов). Написал «Запутанное дело» (1847) за подписью М.С  и «Противоречия» (1948) за подписью М.Непанов, которые опубликовали в «Отечественных записках». Но тут писателя постигла неудача: цензурный комитет  признал повести предосудительными произведениями (если совсем вкратце- каторга). В апреле 1848 года его сослали в Вятку, но в последний момент С-Щ успел оформить все как перевод по службе, чтобы это не выглядело как изгнание. Будучи воспитанным на идеях революционно-демократического крыла русских литераторов (Белинского), Щедрин одно время примыкал к кружку петрашевцев. Это не могло не вызвать подозрений у официальных властей→арест за распространение «вредных» идей. В 1855 году после смерти Николая I его освобождают и разрешают «жить и служить, где пожелает». Вскоре он женится на дочери губернатора, но их отношения нельзя назвать легкими: М.Е. возмущен тем, что его жене было, по сути, плевать на лит-ру в целом, т.к она была светская дама, и ее больше интересовали званые ужины и балы. В 1856 году С-Щ возвращается в Петербург и начинает публикацию «Губернских очерков», основанных на полученных в Вятке впечатлениях, под псевдонимом Н.Щедрин. Антикрепостническая направленность цикла привлекла к нему большое внимание прогрессивной части русской интеллигенции. Писателю прочили славу будущего Гоголя (в произведениях чувствуется его влияние). В 1858 году Салтыкова назначают вице-губернатором в Рязань, в 1860- вице-губернатором в Тверь. Он уже не мог бросить службу, хоть и тяготился ею и считал, что она мешает ему полноценно заниматься лит-рой.  Хотя, в этот период он не перестает писать, публикует циклы «Невинные рассказы» (1857-1863), «Сатиры в прозе» ( 1859-1862). По этим произведениям видно, что он еще не нашел себя как писатель.  В конце 1862 переезжает в Петербург, а затем в имение Витенево под Москву. Осенью 1864 года она был назначен председателем пензенской Казенной палаты. В 1863-64 гг опубликовал в «Современнике» 68 произведений, были напечатаны первые рассказы из цикла «Помпадуры и помпадурши». Затем он снова отвлекается от лит-ры, занятый службой, но в 1868 году окончательно уходит в отставку. Странно, но за все время службы не получил ни одного ордена. С этого момента начинается новый этап в тв-ве Щедрина. Появляются циклы «Господа ташкентцы», «Благонамеренные речи», «Господа Головлевы» и некоторые другие. До 77 года редактирует «Отечественные записки», куда его пригласил Некрасов в 1867 году. Когда Некрасов умирает (С-Щ ругается на похоронах, что Н. лежит на дорогом кладбище, что совершенно глупо), продолжает заниматься журналом до 1884 года, пока его не закрывают. Случилось это из-за того, что Щедрин отказался печатать Гаршина, до конца стоял на своем. Вообще, он был идейно более тверд, чем Некрасов, и в каждый журнал добавлял что-то свое или, наоборот, убирал, если ему это не нравилось. Однако закрытие журнала стало для него ударом. После этого впадает в депрессию. Перед самой смертью пишет письма сыну. В основном, связаны с тем, как он устал быть писателем, как ему не нравится рус.лит-ра, однако в последнем письме завещает ему: «Больше всего люби лит-ру и почитай звание литератора выше всего другого». Умирает в 1889 году. Вообще, С-Щ был чел-ком с очень тяжелым хар-ром, мрачным. Его боялись молодые литераторы, говорили нелицеприятные вещи, на которые он очень обижался.

Щедрин создает сатирическую картину жизни русского общ-ва, осмеивает ее пороки , выявляет типические черты бюрократии, особенности психологии консерваторов и реакционеров. Постепенно формируется  «эзопов язык» его произведений, помогающий писателю избегать цензуры и убедительно изображать отдельные стороны жизни и характеры его героев. Одним из наиболее крупных произведений в творчестве С-Щ стала книга «История одного города» (1869-1870), которая выявила не только особенности общественно-политической позиции писателя-сатирика, но и новаторские черты его художественной манеры (поиск новых форм сатирической типизации и новых средств выражения авторской позиции, использование фантастики, гиперболы, гротеска и т.п), которые нашли отражение в цикле «Сказки (1869-1886). В конце творческого пути Щедрин пишет цикл «Пошехонская старина», в которой подводит итог жизненным наблюдениям и показывает не только причины нравственного оскудения провинциального дворянства (как в «Господах Головлевых»), но и социально-психологические типы крестьян. 

09.02.2015; 21:43
просмотров: 823