конспект лекций, вопросы к экзамену

Социальный роман в романтической литературе Европы и Америки (Иллюстрировать конкретными текстами).

романтики игнорируют социальное бытие. если появляются социальные проблемы то с отрицательным коэффициентом оценкой как гротескная сатира. предмет окровеннного сарказма. исключение в американской литературе в которой очень рано сложилась традиция аболиционического романа- за отмену рабства. в 19 веке социальные проблемы стали очень освещенной темой и активно поднимающейся.и франция в которой параллейно романтизму установился критический реализм оринтирована на соц анализ  разговор о положении человека в обществе.его соц статусе возможности самореализации-сьендаль и бальзак.под влиянием проявляет соц.роман посвященный герою не находящему себя в обществе себе применений герой, судьба которого наглядно указывает на все пороки

Жорж Санд стала представительницей соц романа. Аврора Дюпен (ее наст имя). 1804-1876гг. Под влиянием июльской Революции сформировалась как журналист. Первый и ярчайший представитель эмансипации как Движения. В 30 г вступает в литру. 1 роман - весной 1832 г «Индиана» о бесправном положении женщины, чем отличается наст любовь от эгоизма. В 40 г написаны яркие романы Орас 1841, Консдэлло 1842. Графиня 1843. главная тема - соотношение таланта и бездарности, любви и тщеславия. Санд настаивает: талант это труд, беспрестанное обучение. В Консдэлло главная героиня -певица, ее любовник ей противопоставлен. В Орасе талантливый Поль Арсен противопоставляется Орасу, бездарности.

Что есть истинная\неистинная любовь. Преданность. Любовь - самоотречение, способность жить радостями другого, сознательная взаимовыручка, готовность пожертвовать своей репутацией, интересами ради другого. Поздние романы популярностью не пользовались, себя исчерпал этот тип героя. Идея среминизма приживалась тяжело.

«Орас». Орас Дюманте напоминает прежних романтических героев. Вера в собственное высоко предназначение, устремление в будущее, живет надеждами. Ему 19 лет, ничего делать не планирует. Пользуется плодами чужого труЛа. Вне общества оказывается не потому что оно его отвергло, а потому что сам не может привести собственную жизнь в порядок. Объект насмешки. Автор наделяет его чертами не характерными для романтического герою. Орас - порождение соц среды, среды буржуазии, честолюбия тщеславия, типичные черты высКочки, эксплуататор по складу хар-ра. Не умеет трудиться, презирает труд и людей,за счет которых живёт.Его содержат родители,друг и рассказчик Теофиль, Марта. Безответственность, лишение представлений о личностных обязанностях. готов отказаться от любых своих убеждений. Х-ка героев через действия становится в романе одной из важнейших. орас в восприятии людей персонаж скорее положитеный. отрицательный тогда когда нужно приложить усилия. в социальной плане не совершает никакого поступка..е выполняет семейных обязанностей талантов. не имеет политических убеждений- а для санд это важно. он готов обсуждать перспективы франциии возможность восстания и даже свое в нем участие . но как только доходит до дела, то он уезжает. абсолютный банкрот как муж и отец.впадает в отчаяние при отстутствии денег. переходит на иждивение к марте.

Прямое обвинение автора бесчстии. Помещает героя в среду товарно-денежных отношений. Санд показывает, как трудно пройти пЬоверку деньгами. Деньги никому не приносят счастья, кому они важны, теряют душевные привязанности семью и покой. К женщине относится странно. Главный критерий - соц статус. Так же  и к марте, хотя их отношения близки к семейным. Орас несчастен, гоним  и одинок, но он сам не может организовать свою жизнь. Противопоставление персонажей - положительный образец. 

в предисловии Санд писала, что мир делится на насмешников и простаков. Орас относится к насмешникам. Не терпит абсолютного краха. в романе немало простаков. Для Санд это образец моральный. они кидаются на помощь человеку, кот считают своим другом, живут честным трудом и не пытаются никого эксплуатировать  не рассчитывают на великие дела - стратегия малых дел. 

Полож.персонажи:1.чел выполняет свой долг 2.должен иметь полит убеждения З.не Мб бездарностью-одаренный 4.обо всем что с ними происходит, узнаем из их Поступков. Лишены позерства.

Своих   героев   Санд   описывает,ища ту деятельность,сферу,кот достойна их героев. в промышленность и производство. Каждый может работать своими руками. Чел должен уметь работать но автор отрицает это как постоянное жизненное поприще. Чел включается в производственные отношения. Они всегда угнетают. Эксплуатация аморальна, неприемлема.сфера обслуживания - ресторан. является для Санд наиболее приемлемой, она направлена на человека сделать ему хорошо. сильны личные отношения. в итоге автор приводит героев к искусству. деятельность в театре. дает максимально раскрыться талантам и это хорошо.направлено на человека.лишено соц.недостатков.

ОРАС выполняет двойную писательскую задачу:

  • красивое прощание с романтическим героем и романтическим конфликтом.
  • построенине нескольких утопических моделей организованности жизни рядового человека который связан с семьей производством и творчеством.

 

 

03.08.2014; 09:35
просмотров: 2171