конспект лекций, вопросы к экзамену

Учение о словосочетании в науке о языке. Вопрос о сочинительных словосочетаниях.

Изучение словосочетаний имеет большую историю. Так ещё в первом синтаксисе Апполония Дискола ставилась задача уразуметь, как из отдельных слов образуются предложения. Апполоний Дискол называет принцип сочетаемости слов – семантика. Главным объектом синтаксиса считает словосочетание Ломоносов, называл их «сочинения слов» (в значении соединения). Подобное описание в «Русской Грамматике» Востокова 1831 года (он и предложение выделял).

Термин «словосочетание» принадлежал Востокову.

Вслед за Ломоносовым Востоков продолжает разработку факторов сочетаемости слов. Если у Ломоносова отмечены грамматические и семантические свойства слова, то Востоков к ним добавляет словообразовательные факторы.

К середине 19 века теория словосочетания в целом сложилась. С середины 19 века главным предметом синтаксиса становится предложение. Начинается в работах Буслаева и Гречи: интерес к словосочетанию появляется с 80-х годов 19 века и связан с именем профессора Доблаш и Фортунатовым. По мнению Фортунатова синтаксис должен изучать только  словосочетания, а предложение – законченное словосочетание, в 20 веке Пешковский, Ушаков, Петерсон согласны с Фортунатовым, но Шахматов нет, считает, что синтаксис словосочетаний должен быть подчинён синтаксису предложений, так как по Шахматову, словосочетания – это строительный материал для предложения. Взгляды Шахматова можем найти и у Ломоносова.

В современном синтаксисе есть три точки зрения на словосочетание.

Мы придерживаемся позиции Виноградова. В современном синтаксисе можно выделить три направления в понимании словосочетания:

  1. Широкое понимание, при этом словосочетанием считается любое грамматическое соединение пары полнозначных слов, выделяемых из предложения. Идея восходит к трудам Фортунатова, выделявшего «незаконченное» и «законченное» словосочетание (предложение). В.П.Сухоткин, Е.М.Галкина-Федорук и др.
  2. Узкое связано с Виноградовым. В отличие от своих предшественников Виноградов не выделяет словосочетания из предложения, а исходит из того, что словосочетание образуется на основе слова, принадлежащего к той или иной части речи и имеющего определённые правила сочетаемости с другими словами (по Виноградову правила формирования словосочетания -> теория обусловленности связи). В концепции Виноградова словосочетание и предложение является противопоставленными единицами. Виноградов, Прокопович, Шведова и др.
  3.  Связано с исследователями В.А. Белошапковой. Признаёт мысли Виноградова, но она считает, что в основе выделения словосочетания и предложения должен быть критерий предикативности/непредикативности. В соответствии с этим словосочетаниями ею признаются любые непредикативные конструкции, сюда же и сочинительные. Автор делит их на открытые и закрытые.

Читать (книгу, сестре, о любви, быстро, в темноте). Сочетаемость (валентность по Виноградову)

Словосочетание до предложения, а не в предложении.

1 и 2 направление можно наименовать, как синтаксические и лексико-синтаксические. Между ними наибольшее разногласие. В 50-м году вышел сборник «Вопросы синтаксиса СРЯ». Разногласия во взглядах между двумя направлениями сводятся к постановке следующих проблем.

  1. Отношение словосочетания к предложению;
  2. Отношение словосочетания к слову;
  3. Определение однородных членов, как словосочетаний;
  4. Отношение словосочетаний к единицам языка или фактам речи.

1) Виноградов и Сухотин. Виноградов подчеркивает, что предложение и словосочетание является качественно-различными единицами синтаксиса. Так предложение – это коммуникативная единица, оно имеет законченное содержание, интонацию законченности и обладает категориями модальности, темпоральности и персональности.

У словосочетания эти признаки отсутствуют.

В.П.Сухотин классифицируют словосочетание по синтаксической роли, делит на предикативные и непридикативные. Предикативность, по его мнению, объединяют подлежащие и сказуемые, как структурную основу предложения, выражают сообщения. По Сухотину предложения – частный случай словосочетания.

2) Виноградов и его сторонники сближают словосочетания со словом на основе единства неличной функции. Однако они отмечают отличие номинативной функции словосочетания от номинативной функции слова.

Словосочетание – это сложное наименование, более конкретное, но при этом единое.

Стол – письменный стол, круглый стол, паспортный стол, шведский стол.

Сухотин, Галкина-Федорук, Гвоздев считают, что словосочетание выражает не одно понятие, а сочетание понятий.

3) Представители синтаксической теории (+ Белошапкова) выделяют подчинительные и сочинительные словосочетания, относя к последним однородные члены. Представители лексико-синтаксической теории выделяют только подчинительные словосочетания, а сочетание однородных членов не может образовать словосочетание с обр-я синт.ряд:

  1. Во-первых, однородные члены не распространяют друг друга, это равноправные компоненты, в отличие от компонентов словосочетания, где один компонент главный, другой зависимый.
  2. Связь в ряду однородных членов осуществляется при помощи интонации перечисления и сочинительных союзов, связь компонентов в словосочетании выражается ср.сл., предл.и п.сл-в
  3. Характер отношений в ряду однородных членов существенно отличаются от отношений словосочетания.
  4. Словосочетание – это целостная номинативная единица, несмотря на свою расчлененность, тогда как каждый член сочинительного ряда обладает собственной номинативной функцией.

Виноградов и его сторонники определяют словосочетание, как единицу языка и речи, то есть словосочетание может возникать до предложения, обладает собственной моделью в силу валентностных свойств главного слова.

Представители синтаксической теории (Гвоздев, Сухотин и др.) рассматривают словосочетание, как единицу речи, так как по их мнению, словосочетание – единица, выделяемая из предложения, при этом предложение отдельной единицей не считают.

09.07.2015; 17:00
просмотров: 4563