конспект лекций, вопросы к экзамену

Проблема «личность и мироздание» в лирике Ф.И. Тютчева - основные варианты реализации.

В метафизической  лирике Тютчева создается универсальная ситуация - человек перед лицом мироздания. Отсутствует конкретика. Во многом в лирике Тютчева отразилась натурфилософия Шеллинга - Тютчев общался с ним в Мюнхене.

В корпусе стихов прослеживается некая общая модель существования личности и мироздания. Первоначально человек и природа были едины (в стихотворении "о чем ты воешь, ветр ночной?" душа стремится слиться с мирозданием, ибо из его первоначального хаоса она произошла). Потом природа олицетворяется, персонифицируется (Стихотворение "не то, что мните вы - природа...": в природе есть душа, жизнь, свобода). Так природа становится параллельна человеку. Их слияние приводит к уничтожению личности, ее растворению в природе (стихотворение "тени сизые смесились...": "все во мне, и я во всем..."). Но человеческая душа все же не несет природной гармонии, "мыслящий тростник" начинает роптать, в нем жив первоначальный хаос. И, наконец, человек приходит к самоиронии. Есть ли тайна в природе? попытки осмыслить ее невозможны, игра ума не приведет к ответу, но, может быть, и вопроса нет?

«Я» и МИР Тютчева

Несколько уровней соотношения «Я» и МИРА:

  1. Олицетворение
  2. Параллелизм (в человеке происходит то же, что и в природе)
  3. Смешение/уничтожение (для развития «Я» нет границ, и в конце оно растворяется в природе).

Действует принцип кумуляции – накопления значений.

  1. Голос ОТТУДА (человек слился с природой, утратил голос, но даже ОТТУДА хочет вещать)
30.07.2015; 05:00
просмотров: 2085