Проблематика и поэтика «романа о новых людях» начала 1860-х годов.
В 60-х литература начинает опережать жизнь, многие события происходят впервые на страницах книг.
В литературе становится центральным спор о «новых людях». «Новые люди»- эти как бы «сконструированные» люди, доведенные до крайности, люди-теоретики.
Эти люди: Базаров, «Отцы и дети», Тургенев; Лопухов, Кирсанов и Вера, «Что делать?», Чернышевский; Подпольный человек, « Записки из подполья», Достоевский.
Эксперимент Тургенева еще обличен в традиционные романные формы, потому что он изображает «чистого» художника. Его роман не носит тенденциозный характер, изображает разные «органические начала жизни. Самое главное, что эти начала не расходятся, а сближаются. Дети не отличаются от отцов. Отцы-носители циклического времени, дети- линейного. Базаров с самого начала являлся метафизическим позитивистом, который ничего не проповедует, только работает. Но при это он горячо проповедует все это-находка Тургенева. Перед смертью Базаров изъясняется как романтик, но по ходу романа он ввел себя как прагматик. Николай Петрович относится к отцам, но женится на Фенечке по любви.
У Чернышевского таких людей-8. У него «новые люди» подобны апостолу. Это люди, живущие по особой выгоде, особой правде. Перед тем, как что-то сделать, они задаются вопросом: «Какова выгода этой выгоды?» Для них в позитивизме существует метафизика. Выгода является общей пользой. Также в романе есть особенный человек-Рахметов. Его выгода всегда абсолютна; он поступает всегда наоборот по сравнению с очевидным, во имя высшей выгоды. Его главное отличие от лругих- он не рядовой «новый человек», а организатор революционной борьбы за счастье народа, всепогруженный в опасную работу по подготовке народного восстания.
Его люди-внутренне цельны, они люди не только убеждения, но и дела, не только теории, но и практики.
Подпольный человек полемизирует с героями Чернышевского. Он говорит, что по своей выгоде живет только животное. Тем и отличается человек от него, что способен жить не по своей выгоде. Получается, что где у Чернышевского рационализм, у Достоевского-иррационализм. Подпольный человек- человек с абсолютным самосознанием, и эт о приводит к тому, что в нем содержится абсолютно все. « Во мне противоположные элементы кипят», -говорит он сам про себя. Человек он получается никакой, а оттого это, что он полный. Он всегда поступает вопреки тому, что о нем готовы подумать. Больше всего он боится быть предсказанным. Когда он меняется, он перестает быть подлинным там, где является самим собой.
И Чернышевский, и Достоевский создают два предельных человека, два одинаковых, доведенных до крайности- Рахметова и Подпольного человека.
|
30.07.2015; 05:00 просмотров: 1084 |