конспект лекций, вопросы к экзамену

Произношение безударных гласных звуков. Особенности перехода [э] в [о] в современном литературном языке

Русское ударение является долготносиловым – это значит, что гласный звук, выделенный ударением, произносится дольше и громче. Соответственно безударные гласные произносятся короче и тише.

Редукция – ослабление произношения гласных в безударном положении.

Редукция бывает 2х видов:

Количественная редукция заключается в том, что безударные гласные произносятся:

  • короче;
  • тише.

Ей подвергаются звуки [и], [ы], [у].

Например - [Игры], [игрА].

Качественная редукция заключается в том, что безударные гласные произносятся:

  • короче;
  • тише;
  • меняется их качество.

Т.е. в безударных слогах на месте этих звуков произносятся уже другие. Этой редукции подвергаются звуки [а], [о] , [э].

  • [пър^вОс].

Особенности перехода [э] в [о]

Нередко возникает проблема выбора варианта со звуком [О] (в этом случае в слове пишем букву Ё) или варианта со звуком [Э] (буква Е).

Н-р, жЁлчь/жЕлчь, поблЁкнуть/поблЕкнуть.

Существование этих вариантов связано с историей языка, а именно с длительным процессом перехода звука [э] в звук [о] под ударением после мягких согласных.

Н-р, ун[э]с à ун[о]с, сл[э]зный à сл[о]зный, зв[э]здный à зв[о]здный.

Этот процесс протекает не последовательно. Общая тенденция заключалась в произношении звука [о] вместо [э]. Н-р, щ[о]лка, накч[о]мный, разнош[о]рстный.

В ряде слов в этой позиции сохраняется звук [э]. Н-р, л[э]ска, оп[э]ка, аф[э]ра, хреб[э]т.

В настоящее время в ряде случаев нормативными являются оба варианта. Н-р, жЁлчь/жЕлчь, поблЁкнуть/поблЕкнуть.

Иногда эти варианты являются разыми словами, отличаясь по значению. Н-р, нёбо/небо, падеж/падёж, истекший (срок)/истёкший (жидкость).

Т.к. в современном языке нет единых правил произношения звука [э] или [о] в этих слова, то произношение ударного гласного устанавливается в словарном порядке, т.е. для каждого слова правило произношения устанавливается особо.

26.07.2014; 22:02
просмотров: 2382