В. Гроссман «Жизнь и судьба». Парадоксы Сталинградской победы.
Этот парадокс стал парадоксом эпохи. Всегда насильников было меньше, чем жертв, всегда жертвы, объединившись, могли сокрушить ряды насильников, но этого не было, народ шел спокойно на смерть, надеясь на чудо спасения. «Духовное движение войны» после Сталинграда идет в сторону усиления диктатуры Сталина, укрепления личной власти Сталина и в сторону стремительного освобождения духа народа, который еще многие годы определяло сущность под живым и мертвым Сталиным. И еще удивительный парадокс именно в Сталинграде, оба режима, казавшиеся противоположными, окончательно уподобились друг другу. Отсюда не раз подчеркиваются Гроссманом двойственность Сталинграда: в триумфе советского оружия кроются и величие и ужас. Величие – потому что победа под Сталинградом была триумфом народа. Ужас – потому что победа народа оказалась триумфом Сталина и его имперного режима. Это была катастрофа не только побежденных, но и победителей. После Сталинграда важной чертой советского тоталитарного режима стали расизм и антисемитизм (враждебное отношение к евреям).
На 20 съезде партии Сталин был назван врагом народа, обвинили в геноциде (истребление). Сталину спишутся все грехи за победу под Сталинградом, народ «освобождал» Сталина от совершенных им преступлений: 30е годы коллективизация, смена заполярья 1937 год, пик репрессий, проигран вчистую начало войны. Победу, завоевавшую народом, присвоил себе Сталин. Потому что, освобождая себя от фашизма, народ укреплял власть Сталина.
Многих война спасает от несвободы (Даренского от ареста, немецкая бомба спасает Грекова от трибунала). Сталинградская битва: жизнь (победа над врагом, свобода); судьба (победа Сталина над народом).
Сталин протирает руки как зверь.
Сталинизм и фашизм. Мостовской, после разговора с Лиссом, на мгновение понял правоту Лисса и испугался, ведь, если Лисс прав, то все, чем жил Мостовско - ложь, неправда. Мостовской все понял и испугался. оба государства партийные, автолитарные. власть подчинена 1 человеку. в обоих гос-ах человеческая жизнь приносится в жертву идее. обе системы - системы сверхнасилия.
сталинград - это свобода/несвобода одновременно. это парадокс, потому что победу, завоевавшую народом, присвоил себе сталин, освобождала себя от фашизма.
|
26.02.2016; 18:00 просмотров: 899 |