конспект лекций, вопросы к экзамену

Классика, баллетристика и массовая литература в контексте функционирования детской литературы.

На рубеже 18-19 веков стали появляться разные читательские вкусы, появляются понятия "классическая литература", "массовая литература", "беллетристика".

Классикой детской литературы можно считать стихи и книги, которые переиздаются уже много лет, они проверены временем, на них воспитано не одно поколение, взрослые помнят эти произведения наизусть. Такими произведениями являются: народные сказки, произведения Андерсена, Перро, Чуковского, Носова, Самуила Маршака, Агнии Барто.

Во второй половине 19 века - начале 20 века бурный рост массовой детской литературы приобрел поистине катастрофический характер. Причин этого негативного процесса было несколько:

Во-первых, усилился коммерческий интерес к книгоиздательству для детей, что было связано с развитием российского капитализма.

Во-вторых, еще в 60-х годах развернулось жесткое цензурирование детской литературы демократического направления.

В-третьих, негативно сказалось возросшее влияние казенной педагогики на детскую литературу.

Указ о раздельном обучении узаконил социальное расслоение детей, что повлекло за собой образование нескольких псевдолитератур, предлагающих "кухаркиным" детям одну модель жизни, а дворянским - другую.

Примерами массовой детской литературы могут послужить произведения: Лидия Чарская "Записки маленькой гимназистки" "Княжна Джаваха", Клавдия Лукашевич "Заветное окно", "Переписка трех подруг", Лухманова Надежда "Девочки" (воспоминания из институтской жизни) и др.

Массовая детская книга процветала за рубежом, откуда в Россию широким потоком шла литература, не опасная с точки зрения цензуры, но вредная для настоящего духовного развития детей.

В 1922-1926 года в отечественной литературе появилось такое явление, как пионерская беллетристика - произведения авантюрного жанра, предназначенные для детей пионерского возраста (9-14 лет). Пионерская беллетристика унаследовала типичные сюжетные схемы и персонажей у предшествующей традиции детской литературы и одновременно являлась конкурентом дореволюционной детской литературы на книжном рынке. Авторы произведений, выходивших в специальных книжных сериях для пионеров, пытались привнести новое идеологическое содержание в старые фабульные формы приключенческой прозы. 

Основные сюжеты: О красных и белых, о шпионах, о преступной среде, иногда о путешествиях.

Педагогическая критика сначала отнеслась к этим эксперементам благосклонно, но с 1925 года пионерская беллетристика была раскритикована и больше не переиздавалась.

08.03.2016; 18:00
просмотров: 1472