конспект лекций, вопросы к экзамену

Мифологическая картина мира. Пространство и время. Структурный анализ мифа. Архетип и мифологема.

 

В мифологической картине мира древнегреческого человека всё живое, всё имеет душу. Возникает бесконечное разнообразие миров внутри большого мира, каждый обладает своим временем и пространством (в античной мифологии – мир людей, царство Аида и Олимп).

Человеческая жизнь – выживание среди странных, страшных, неподвластных человеку сил. Мир  - поле битвы, на котором пытаются достичь своих целей мириады разнообразных существ, которые подчинены великому мировому закону (Року). Смысл существования – стать рабом своей судьбы или преодолеть её, завоевать высокую долю.

Мифологическая картина мира синкретична – естественное и сверхъестественное в ней сливаются.

Мифологическое время – это некое далекое прошлое, которое качественно отличается от настоящего. Вместе с тем, мифологическое прошлое – это некая модель, образец современных событий. В мифе все современные события происходят по аналогии с событиями далекого мифологического времени. Мифологическое время переходит в мифологическое пространство и наоборот.
Время мифа лишено протяженности (это вечное настоящее; возраст героев не меняется, например).

Мифологическое пространство – это пространство родовой жизни, часть мира, в которой появился и функционирует данный род со своим определенным тотемом. Время жизни рода и его тотем определяют мифологическое пространство рода. В пространстве можно легко перейти из прошлого в настоящее и наоборот.

Вся система мифологического объяснения построена на убеждении в реальности мифа. Отсюда такая черта мифа, как его беспроблемность: миф как миропонимание не нуждается в проверке и обосновании.

 

Структура мифа.

%D0%BF%D1%83%D1%82%D0%B5%D1%88%D0%B5%D1%

   Архетип и мифологема.

Архетип – первичная схема образа:

  1. Архетип отца и матери.
  2. Архетип духа и тени: функция передача знаний (выходцы из потустороннего мира).
  3. Архетип двуполого существа (двойничество, мужское и женское): Зевс  и Гера, Аполлон и Артемида; в литературе Пенелопа и Одиссей.
  4. Архетип трикстера – плут, шалун; тот, кто нарушает покой не из злых побуждений, а из-за любви к чему-либо.
  5. Архетип самости: индивидуально личностное начало. Тот, кто совершает поступок, принося себя в жертву (Прометей).

 

Мифологема- первичная схема сюжета.:

  1. Мифологема семени – смена поколений, новое уничтожает старое.
  2. Повторный брак ( любовный треугольник).
  3. Путешествие в царство мертвых («Лягушки» Аристофан).
  4. Похищение богини плодородия.
08.03.2016; 18:00
просмотров: 2745