конспект лекций, вопросы к экзамену

Особенности литературы эпохи Просвещения. Просветительский реализм. Философские повести Вольтера: «Задиг» и «Кандид».

Особенности литературы эпохи Просвещения.

18 век – эпоха Просвещения, эпоха господства Разума, философии, науки. В это время большинство писателей, мыслителей, считали основной своей задачей - просвещение, образование народа. Разум почитался главным достоинством человека, с помощью просветлённого, образованного разума человек может устроить себе лучшую жизнь, лучшее общество. Устройство реального общества 18 века просветители считали ужасным, несправедливым, они обличали социальную несправедливость, сословное неравенство, монархию, церковь – всё это создано, чтобы угнетать народ в пользу дворян. Каждый просвещённый, образованный человек, став активным гражданином, будет потихоньку, медленно, каждый на своём месте менять общество к лучшему. Таковы были взгляды большинства просветителей, деятелей эпохи Просвещения: в большинстве они были против революции, за естественную эволюцию.

Характерная особенность литературы эпохи Просвещения – её идеологичность и публицистичность. В произведениях много идей, философских, политических, публицистических рассуждений, размышлений самого автора или персонажей. Публицистика – это обсуждение актуальных исторических событий. Писатели-просветители учат читателей, просвещают их. Многие произведения просто превращаются в иллюстрацию философских, социально-политических идей автора. Художественное совершенство, красота, увлекательность произведения не являются приоритетами у писателей эпохи Просвещения, на первом месте - идеи. Произведения иногда напоминают философские и публицистические трактаты.

Также важнейшее качество литературы эпохи Просвещения – рационализм – вера в силу Разума разрешить любые проблемы, стоящие перед человеком, понять и познать все загадки и тайны мира с помощью Разума, представление о том, что всё в мире можно объяснить с помощью разума. Также просвещению свойственен оптимизм – человек способен преодолеть все препятствия – опять же с помощью Разума. В целом для писателей и философов эпохи Просвещения характерен материализм (или близкие материализму философские учения), большинство просветителей не любили мистику, таинственность и тому подобное, считали, что ничего кроме материи в мире не существует. 

Ведущие литературные направления 18 века. Просветительский классицизм (например, трагедии  Вольтера).Просветительский реализм - описание реальной жизни, но так, чтобы доказать просветительскую идею автора. То есть, главное для писателя не изобразить правду жизни, а доказать свою просветительскую идею с помощью более или менее правдоподобных образов. Во второй половине 18 века появляется сентиментализм и предромантизм.

В 18 веке на первый план в литературе выходит проза, главным жанром становится роман. В развитии романа лидерство принадлежит английской литературе.

Вольтер – псевдоним самого известного французского философа и писателя эпохи Просвещения. Настоящее имя - Франсуа-Мари Аруэ. Вольтер – насмешник, у него был очень острый язык. В молодости он осмеял одного знатного дворянина, и тот приказал своим слугам просто избить Вольтера (сам Вольтер не был дворянином), а потом Вольтер по жалобе того же дворянина был на недолгое время посажен в Бастилию, главную Парижскую тюрьму.

Вольтер прежде всего мыслитель, он написал множество философских, а также исторических и других трактатов, статей, книг. Основной их смысл – критика католической церкви и политического устройства Франции. Также велико число его художественных произведений, Вольтер писал практически во всех жанрах за исключением романа: известны его трагедии в духе классицизма, поэмы и философские повести. Вольер несколько раз заступался за несправедливо осуждённых, в конце жизни он обрёл общеевропейскую славу как мыслитель. Вольтера ценили за остроумие, иронию, умение посмотреть на любой предмет с неожиданной точки зрения, за то, что он отставал свободу и справедливость, за стремление к истине, за обличение лжи и порока. Ему приписывают знаменитую фразу: «Если бы Бога не было, его надо было бы выдумать».

Вольтер долгое время разделял мысль о том, что исправить все недостатки общества сможет просвещённый монарх, три года он жил при дворе прусского короля Фридриха II, по личному приглашению короля, который также тогда увлёкся идеей просвещения. Однако из этого сотрудничества ничего не вышла, у короля и философа было очень различное представление об идеале.

В отличие от большинства других писателей, Вольтер умел обращаться с деньгами, его отец был небедным, но и он сам умелыми коммерческими операциями сумел разбогатеть и на старости лет купил себе замок.

Однако Вольтер был лишён выдающегося художественного таланта. Все его художественные произведения сегодня устарели. И всё же самые известные из них необходимо назвать.

Наиболее прославлены философские повести Вольера, в которых сюжет является иллюстрацией к определённой идее (или комплексу идей). Герои философских повестей – это не живые люди, а похожие друг на друга носители идей. Наиболее значительны четыре философские повести.

Первая «Задиг, или Судьба» (1747). Основной вывод из тех приключений, которые переживает Задиг такой: жизнь непредсказуема. Человек бессилен что-либо предугадать, или понять смысл произошедших событий. Удачи неожиданно превращаются в беды, а беды в удачи. Задиг постоянно встречается с несправедливостью, неверностью близких людей. Так во 2 главе Задиг женился на красивой девушке, которая часто клялась ему в вечной любви, но не выдержала испытания: когда Задиг притворился умершим, она сразу же нашла себе любовника, а якобы умершему Задигу хотела отрезать нос, так как её новый возлюбленный внезапно заболел и сказал, что нос свежего покойника - это единственное средство избавить его от нестерпимой боли.

В 4 главе Задиг сочиняет стихотворение:          

     Исчадье ада злое, крамола присмирела.

     На троне наш властитель восстановил закон.

     И мира и покоя пора теперь приспела.

     Единственный губитель остался - Купидон.

Но посчитав его не очень удачным, разломал дощечку (на которой она была написана) на две части и выбросил, некий Завистник подобрал одну из них и прочёл следующее:

     Исчадье ада злое,

     На троне наш властитель,

     И мира и покоя

     Единственный губитель.

За видимой похвалой скрывалось обличение. За это Задиг чуть не попал в тюрьму.

Важнейшей является предпоследняя глава «Отшельник», которая является вольным пересказом 18 суры Корана (стихи 65-82): Задиг встретил Отшельника, от которого захотел набраться мудрости. Тот предложил ему совместное путешествие, предупредив его ничему не удивляться. Во время путешествия старец совершал много странных, непонятных поступков, в том числе поджёг дом человека, который их хорошо принял,  утопил племянника благочестивой вдовы, объяснив это тем, что под сгоревшим домом хозяин найдет несметные сокровища, а утонувший племянник в будущем бы убил свою тётку. «Нет такого зла, которое не порождало бы добро». «Люди думают, будто мальчик упал в воду случайно, что так же случайно сгорел и дом, но случайности не существует, - все на этом свете либо испытание, либо наказание, либо награда, либо предвозвестие. … Жалкий смертный, перестань роптать на того, перед кем должен благоговеть!».

Вольтера на такие мысли навёл Лейбниц (великий немецкий учёный и философ), который в своём трактате 1710 года «Теодицея» утверждал, что земной мир – лучший из возможных миров, а всё зло, которое есть в жизни – это всего лишь часть всемирной гармонии, зло – есть лишь звено в длинной цепи бытия, в результате из него обязательно должно произойти добро.

Повесть заканчивается оптимистично, Задиг, пройдя через многие испытания, в итоге находит своё счастье, становится добрым царём, находит идеальную жену и т.д. «Государство наслаждалось миром, славой и изобилием. То был лучший век на земле: ею управляли справедливость и любовь. Все благословляли Задига, а Задиг благословлял небеса».

Самая его известна философская повесть «Кандид, или Оптимизм» (1759), которая является прямым спором с взглядом Лейбница, в ней разоблачается оптимизм как стремление видеть в любом зле – лишь зерно будущего добра. Взгляды Вольтера на зло поменялись. В 1755 году произошло знаменитое лиссабонское землетрясение. За 6 минут был полностью разрушен город Лиссабон, столица Португалии, в общей сложности погибло 100 тысяч человек. Вольтер после этого окончательно отверг теорию Лейбница. Основу сюжета повести составляют довольно запутанные приключения наивного юноши Кандида, его возлюбленной Кунигунды и философа, доктора Панглоса, без конца повторяющего, что всё к лучшему. Их преследует одно бедствие за другим, они непрерывно подвергают опасности свои жизни, они сидят в тюрьме, их приговаривают к смерти, они переживают лиссабонское землетрясение, их продают в рабство, Кунигунда становиться содержанкой, служанкой и много чего ещё. В результате по прошествии многих лет они находят спокойную жизнь, но им становится очень скучно, они спорят, что же лучше: жить в спокойствии, но скуке или путешествовать, испытывать яркие эмоции, но подвергать свою жизнь и честь постоянной опасности, сидеть в тюрьме, быть рабом (а женщине быть содержанкой, почти проституткой, служанкой). В результате размышлений они склоняются к тому что и то и другое плохо, и вообще в жизни преобладают страдания. Надежды на счастье – чаще всего оказываются иллюзиями. Кандид считал, что будет счастлив с Кунигундой, весь сюжет строился на его стремлении к ней, но когда он её нашёл, оказалось, что она стала некрасива и у неё испортился характер. И всё же финал более или менее оптимистичный. Они понимают, что единственное, что остаётся человеку – это смириться с тем, что у него есть, и учиться этим быть довольным. Единственное, что дано человеку – это трудиться. В конечной счёте герои приходят к выводу, что единственное, что им остаётся – это труд, они находят своё маленькое счастье в работе на своём клочке земли. Лейт-мотивом, повторяющейся фразой финала является призыв не рассуждать о жизни, а возделывать свой сад.

Оптимизм «Кандида» очень сдержанный и грустный, очень отличается от оптимизма «Задига». Это оптимизм смирения перед сложностями жизни.

Вообще ближе к старости Вольтер всё больше склонялся к агностицизму, что человеку недоступно достоверное, сколько-нибудь истинное знание о мире.

01.09.2016; 17:00
просмотров: 5368