конспект лекций, вопросы к экзамену

ОРАТОРСКАЯ ПРОЗА ЦЕРКОВНЫХ ПИСАТЕЛЕЙ КИЕВСКОЙ РУСИ. ТРАДИЦИИ ПЕРЕВОДНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. ТОРЖЕСТВЕННАЯ ПРОПОВЕДЬ СЛОВО О ЗАКОНЕ И БЛАГОДАТИ МЕТРОПОЛИТА ИЛАРИОНА КАК ПАМЯТНИК ПОЛИТИЧЕСКОГО КРАСНОРЕЧИЯ 9В. ТВОРЧЕСТВО КИРИЛЛА ТУРОВСКОГО.

Оратор-«печальник Русской земли», осознающий огромную ответственность за судьбу своей родины.

С утверждением христианства на Руси важную роль начинает играть жанр церковной проповеди. В XI в. уже существовали переводы «слов» талантливых византийских проповедников. Под влиянием византийской проповеди оформляется оригинальный жанр древнерусской проповеди.

Церковная проповедь:

Цель – распространение христианского вероучения

Виды:

1)учительная, дидактическая (Феодосия Печерский);

2)Торжественная, панегирическая (Иларион, Кирилл Туровский)

«Торжественник» - сборник торжественных слов и проповедей.

«Слово о Законе и Благодати» Илариона

Иларион – митрополит Киевский, проповедник, писатель, церковно-общественный деятель.

Тема: равноправие народов, апология Русской земли, вошедшей после принятия христианства в добровольный равноправный союз европейских народов.

«Закон» - Ветхий Завет, «Благодать» - Новый Завет.

Трехчастная композиция:

  1. сопоставление Закона с Благодатью и обоснование преимущества Благодати над Законом (Закон национально ограничен, распространялся только на иудейский народ. Взаимоотношения людей с богом в эпоху Ветхого завета определялись несвободным подчинением Закону. В эпоху Нового завета эти взаимоотношения определялись свободным началом – Благодатью и отражали идею равноправия всех народов независимо от времени их приобщения к христианству);
  2. Распространение христианства;
  3. Похвала Владимиру и сыну его Ярославу.

Художественные достоинства:

  • Прославление настоящего в прошедшем;
  • Патриотическая идея;
  • Публицистическая окрашенность;
  • Стройность и изящество формы, четкость композиции;
  • Выразительность языка

Кирилл Туровский (втор полXII)

Церковный деятель, автор поучений, торжественных слов и молитв.

До нас дошло восемь слов Кирилла. Распадаются они на две группы: одни написаны двунадесятые праздники, все остальные—на воскресные дни первого круга недель церковного года, начиная от пасхи и до пятидесятницы.

Ответ на вопрос, когда именно был составлен цикл, дает слово пятое. Выпад против ростовского епископа Феодора дает основание отнести «Слово» к 60-м годам XIIв.

Слова предназначались для произнесения в храме. Содержание их традиционно, как традиционен и сам праздник, ежегодно отмечаемый.

Литературную свою задачу Кирилл обычно определял: «прославити» (праздник), «воспети», «возвеличити», «украсити словесы», «похвалити». Кирилл, составляя речь, решающее значение придавал ее стилистическому оформлению.

Особенности поэтики:

  • Четкость композиции (трехчастная структура);
  • Организация диалогической речи;
  • Риторические приемы (амплификация, антитеза, сравнение, метафора);
  • Внутр ритм, анафоры, созвучия;
  • Аллегория – евангельский сюжет содержит «преславные тайны»
23.09.2016; 05:00
просмотров: 911