конспект лекций, вопросы к экзамену

Периодизация национальных литератур Германии, Англии, Франции и Америки начала XIX века. Специфика литературного процесса каждого из них.

Романтизм в Германии сложился быстрее, чем в других странах (в 1790-х годах). На протяжении 1-ой трети 19 в. романтизм в Германии станов-ся ведущим лит. направлением.

Условно время господства романтизма делится на 3 периода:

1) 1796-1806(от Фауста до Аустерлица): время, когда созд-ся все романтические теории, самые объемные романтические произв. Убеждение, что впереди будет некий "золотой век", когда индивидуальность станет превыше общ-ва.

Время славы Гельдерлина, время формирования Йенской школы романтизма (Вакенродер, Тик, Новалис. Идея творчества, главный объект которой-чел-к). Идеи братства и вечного развития.

2) 1806-1814. Время войн. Пруссия вступает на путь освободительных войн, идет пересмотр идеалов: цели не преобразование общ-ва, а возрождения собственной культуры.

Гейдельбергская школа-2-е поколение нем. романтиков. Здесь заметнее проявился интерес к религии, старине, фольклору.  Этим интересом объясняется появление сборника народных песен "Волшебный рог мальчика", составленного Л. Арнимом и Брентано, а также "детских и семейных сказок" братьев гримм. В рамках Гейдельбергской школы оформилось 1-е научное направление в изучении фольклора-мифологич. школа, в основе которой лежали мифологич. идеи Шеллинга и братьев Шлегелей.

Переосмысление основных романтических материалов. Наступление неизбежного разочарования. Популярными стан-ся национальные идеи.

3) 1814-1830: борьба реакции и оппозиции. Эпоха потерь в романтической лит-ре (смерти гофмана, Л.Тика). Восстановление прежней княжеской системы. В лит-ре проявляются реакционные тенденции. Романтизм проявляется в музыке.

Для позднего нем. романт-ма хар-ны мотивы безысходности, трагизма, неприятие современного общ-ва, ощущение несовпадения мечты и реальности (Клейст, гофман).  К этому поколению относ-ся Шамиссо, мюллер и Гейне, назвавшие себя "последними романтиками".

В 30-е годы происходит переход к эпохе Бедермаера (мещанское Рококо), главная идея которой-желание крепко стоять (выраж-ся через морализаторство, ясность, последовательность).

2. Англия.

1) 1812-время формирования романтизма. Главная задача лит. текста-подача простых вещей в необычном свете. Поэзия должна быть правдоподобна и универсальна. Важно правдоподобие эмоций, универсальность, т.е вневременность героя и ситуации.

2) 1812-1824: Второе поколение романтиков. Разрушение строгой системы жанров. Интерес проявляется исключительно к внутреннему миру чел-ка.

Английск. романтизм сосредоточен на проблемах разв-я общ-ва и чел-ва в целом. Англ. романтикам присуще ощущение катастрофичности ист. процесса. Поэты "озерной школы" (Удсворт, Колридж, Саути)  идеализируют старину, воспевают патриархальные отнош-я, природу, простые, естественные чув-ва. Твор-во поэтов озерной школы проникнуто христ-им смирением, им свойственно обращ-е к подсознательному в чел-ке.

Романт. поэмы на средневековые сюжеты и ист. романы В Скотта отличает интерес к родной старине, устной народной поэзии.

Основная тема твор-ва Китса, члена группы "лондонских романтиков", куда помимо него входили Лэм, Хэзлитт, Ли Хант-красота мира и чел. природы. Крупнейшие поэты англ. романтизма-Байрон и Шелли, увлечены идеями борьбы и взаимодействия чел-ка и природы. Их стихия-полит. пафос, защита свободы личности. Байрон до конца жизни остался верен своим полит. идеалам, смерть застала его в гуще романтич. событий войны за независимость Греции. Образы героев-мятежников, индивидуалистов с чувством трагич. обреченности, надолго сохряняли влияние на всю европ. лит-ру, а следование байроновскому идеалу получило назв-е "байронизма".

3. Франция.

1)1801-1815: Время правления Наполеона. Период консульства империй. Борьба классициазма и романтизма. Среди новых автров появилась мадам де Сталь (теоретик), которая своим трудом "О влиянии страстей на счастье людей и народов" открывает эпоху романтизма. Так же это период твор-ва Шатобриан трактат "Гений христианства", повести Рене и Отала.

2)1815-1830: романтизм начинает складываться в систему. Восстановление и проявление династии Бурбонов. Выходят журналы, например, "Французская муза" Гюго. Появление сборников. В театре ставят романт. пьесы. Начинается карьера Дени, Гюго. Общий критический пафос, установка на правокацию.

3) 1830-1848: условная датировка в лит-ре, т.к В.Гюго умер только в 80-х годах. Появл-ся историч романы Гюго, романы Ж.Санд. Литературные манифесты: Жермена де Сталь, Рене де Шатобриан "Гений христ-ва", Альфреда де Виньи "Размышление о правде" и т.д. Жанр романа активно развивается все эти годы: психологич. (Мюссе), историч. (раннее твор-во Бальзака, П.Мериме, Гюго), социальный (Гюго, Ж.Санд). Романтическая критика представлена трактатами де Сталь, теорет. выступлениями Гюго, этюдами и статьями Сент Бёва, родоначальника биографич-го метода. Здесь же, во Франц, блестящего расцвета достигает поэзия (Ламартин, Гюго,Виньи, Мюссе), появляется романт. драма (А.Дюма-отец, Гюго, Виньи,Мюссе).

4. Америка.

Два периода америк. романт-ма:

1) 1830-е гг: Америк. романтизм в большой мере сохраняет просветит. идеи. Герой не знает раздвоения, разочарования, внутр-го конфликта. Он наследует традицию просвещения. У него есть внятная позиция, но живет он в уже романт. мире, где соедин-ся цивилизация и экзотика, фантазия и реальность. Произв-я В.Ирвинга, Ф. Куппера.

Становление "белой" Америки проходило через противоборство с населением с периодичностью в поколение, т.е достаточно долго. Ценности: Америк. мечта, трудом можно добиться всего, чел-к не выживет в одиночку; "круг чтения критерии оценки лит-ры - дидактически-притчевая лит-ра". Доромантич. лит-ра подражает Англии. Оригинальные произведения появлся в 70-х г. Биография Б.Франклина, вариация на тему исповеди Руссо, цикл притч-идеи силы чел-ка, веры в себя. Мощный отпечаток просветительской традиции. Соц. основой стали те же соц.изменения, что и в Европе. Ранняя лит-ра 19 века ставит задачи: сформировать героя, уверенного в себе, верного труду. Повесть, роман-специфич. жанр для Америки. Рассказывается ист. чел-ка случайно оказавшегося в роли имеющего право на свободу, но оказавшегося в рабстве. Для америк. романтизма хар-на большая близость традициям просветительства, особенно у ранних романтиков (Ирвинг, Куппер и др), оптимист. иллюзии в ожидании будущего Америки.

2) 1840-1860: Поздний романтизм: По, Натаниель Готарн, Мелвилл, Бичер-Стоу, Уитман и др.  Большая усложненность и многозначность хар-ны для зрелого романт-ма: По, Хоторн, Лонгфелло, Мелвилл, кот-ые воспевали культ природы и простой жизни, отвергали урбанизацию и и ндустриализацию.

Негативное восприятие реальной жизни. Тексты наполнены мистикой, символикой. Темы связаны с одиночеством, бессилием перед природой. Выход в твор-ве, интеллектуальн. деятельности; Поиски правды безуспешны, своя судьба всегда трагична.

09.09.2014; 12:32
просмотров: 1271