конспект лекций, вопросы к экзамену

Герменевтика. Подходы к анализу текста Ф. Шлейермахера, В. Дильтея и Г. Гадамера.

Вопрос 3. Герменевтика. Подходы к анализу текста Шлейермахера, Дильтея, Гадамера.

Суть герменевтики заключается в :

  1. смысл
  2. понимание
  3. интерпретация

Корни герменевтики лежат в древнегреческих схолиях (исследованиях)

В эпоху ренессанса делилась на классическую и библейскую

Применяется к анализу текста

Также методы герменевтики использовались для толкования мифов и Библии

Герменевтический анализ должен был выявить тайну, смысл худ. произведения (скрытый смысл)

Этапы развития герменевтики:

  1. классическая герменевтика
  2. библейская экзегетика
  3. романтическая герменевтика (представители Фридрих Шлейермахер, Вильгельм Дильтей)
  4. онтологическая герменевтика (представители Мартин Хайдегер, Ганс Георг Гадемер)
  5. постструктуралисткая герменевтика

Основоположник современной герменевтики как науки – Фридрих Шлейермахер (1768-1834)-профессор теологии и философии в Галле и Берлине

В 1838 г посмертно издана его книга «Герменевтика» (состоит из цикла его лекций)

Вводит 2 понятия – понимание (осмысление внутренней логики произведения) и интерпретация (истолкование)

В «Герменевтике» вводит общее методологическое «правило для интерпретатора»:

а) следует начинать с общего представления о целом; б) продвигаться одновременно в двух направлениях - грамматическом и психологическом; в) идти дальше...,

если для каждого отдельного места оба истолкования совпадают...; г) при несовпадении следует возвратиться назад и найти ошибку»

Он видит две вины интерпретатора в неточности: неправильное понимание и недостаточная языковая осведомлённость.

Вильгельм Дильтей (1833-1911) – немецкий философ, автор работы «Происхождение герменевтики» (1908)

Толковал понимание как «интуитивное самопостижение»

Герменевтический метод у Дильтея имеет общие черты (и различия) и с естественно-научным познанием и с непосредственной художественной интуицией. Он удачно согласуется с объективной методологией естественных наук, т.к. всегда оперирует с некоторым внешним материалом: не психологическое понимание, не интроспекция, не просто вживание или переживание другого, а рассмотрение исключительно опредмеченной человеческой деятельности и культуры, в которую и отливается жизненное творчество. 

Ганс Георг Гадемер (1900-2002) – немецкий философ, автор работ «Истина и метод», «Эстетика и герменевтика»

Гадамер пытается показать исторический характер всякого сознания, неизбежность имморализма (отрицание обязательности принципов и предписаний морали) и мировоззрений, точек зрения, истин, неразрывную связь сознания каждого человека не просто с накопленным и «живущем в языке» знанием прошлых поколений, но и с множеством форм и видов «ложного» сознания, идеологией, предрассудками и результатами новых манипуляций и воздействий массовой коммуникации.

Утверждал, что:

  1. смысловые потенциалы текста всегда выходят за пределы того, что было задумано автором, поэтому произведение должно «отстояться»
  2. предструктура понимания – это ожидание смысла
  3. понимание – встреча с самим собой
  4. непонимание тоже допустимо, область непонимания всегда есть (понимания нет вообще, если интерпретатор утверждает, что ему всё известно) 
20.11.2016; 20:00
просмотров: 849